Джарй и интибак (татбик)

Опубликовано в Кораническое понимание

"Джарй" и "интибак" — это два термина в тафсире, которые встречаются в шиитских преданиях. Слово "джарй" означает "течение", "ход"[1]. Но как коранический термин оно впервые было употреблено в тафсире "ал-Мизане". Этот термин был взят из преданий о вечности и универсальности айатов Корана[2]. Термин "джарй" означает, что с точки зрения соответствия реалиям коранические айаты универсальны, и не ограничиваются теми событиями, которые явились мотивом их ниспослания, но могут быть применены и к аналогичным событиям. Основание этого термина можно найти даже в этой фразе суннитских и шиитских толкователей и традиционалистов, что универсализм смысла айата превалирует над мотивом его ниспослания[3]. Таким образом, согласно принципу "джарй", смысл айата можно применять в схожих с мотивом ниспослания ситуациях[4]. Таково же значение термина "интибак" (татбик).

Эта тема также прослеживается в трудах ранних толкователей[5]. Но Табатабаи впервые ввел в обиход термины "джарй" и "интибак" и эффективнее употребил их касательно тех преданий, в большинстве которых говорится об глобальности значений айатов[6]. По словам Табатабаи[7], количество таких преданий доходит до двухсот[8]. Стоит отметить, что если допустить верность таких преданий, они не ограничивают универсальность и глобальность смысла айата и не отрицает их применения к другим ситуациям[9]. И в целом, локализация смысла айата в рамках одного события противоречит содержанию преданий о "джарйе" и "интибаке"[10].

Поскольку джарй ва интибак касаются внешних смыслов и значений айатов, постольку они тесно взаимосвязаны с такими понятиями как "та’вил" (разъяснение) и "батин" (внутренний смысл). С другой стороны, между этими терминами и понятием "тафсир" существует очевидная разница. Сам Табатабаи во многих местах указывает на то, что джарй и интибак отличаются от тафсира[11]. Разница заключается в том, что толкование (тафсир) изучает смысл айата, а джарй и интибак — применяет мотив ниспослания айата к другим аналогичным, но более поздним событиям[12].

Алириза Бахардуст

 

 

Библиография

‘Абд Аллах Джаввади Амили. Тасним: тафсир Кур’ан карим. Кум. 1383 г.с.х.

‘Али Ауси. ат-Табатабаи ва минхаджуху фи тафсирихи ал-Мизан. Тегеран. 1985 г.

‘Али Насири. "Джарй ва татбик дар ал-Мизан". Профильная периодика Университета исламских наук Разави. Год первый. № 2. 1375 г.с.х.

Ибн Манзур. Лисан ал-‘араб.

Ибн Фарис. Макайис ал-луга.

Мухаммад ибн Мас‘уд ‘Аййаши. ат-Тафсир. Кум. 1421 г.л.х.

Мухаммад ибн Хасан Саффар Кум. Баса’ир ад-дараджат фи фаза’ил ал Мухаммад. Кум. Мухсин Куча Баги Табризи. 1404 г.л.х.

Мухаммад ибн Шах Муртада Файд Кашани. Китаб ас-сафи фи тафсир ал-Кур’ан. Тегеран. Мухсин Хусайни Амини. 1377 г.с.х.

Мухаммад Казим Шакир. Равишхаи та’вили Кур’ан: ма‘нашинаси ва равишшинасии та’вил дар се хаузаи ривайи, батини ва усули. Кум. 1376 г.с.х.

Мухаммад Хусайн Табатабаи. ал-Мизан фи тафсир ал-Кур’ан. Бейрут. 1971-1974 гг.

Мухаммад Хусайн Табатабаи. Кур’ан дар ислам. Тегеран. 1350 г.с.х.

Шади Нафиси. ‘Аллама Табатабаи ва хадис: равишшинасии накд ва фахми хадис аз дидгахи ‘аллама Табатабаи дар ал-Мизан. Тегеран. 1384 г.с.х.

 


[1] Ибн Фарис; Ибн Манзур.

[2] Саффар Куми. С. 196; ‘Аййаши. Т. 1. С. 85; Табатабаи. Т. 1. С. 42; Т. 3. С. 73.

[3] Табатабаи. Т. 1. С. 42; Ауси. С. 218.

[4] Табатабаи. Т. 3. С. 67; Ауси. С. 219.

[5] Насири. С. 81; Файд Кашани. Т. 1. С. 62.

[6] Табатабаи. Т. 2. С. 341; Т. 11. С. 327-328; Т. 17. С. 141, 252; Т. 19. С. 128.

[7] Табатабаи. Т. 1. С. 42.

[8] Нафиси. С. 190-219.

[9] Джавад Амили. Т. 1. С. 169.

[10] Шакир. С. 159.

[11] Табатабаи. Т. 15. С. 406; Т. 17. С. 286; Т. 19. С. 402; Т. 20. С. 48, 144, 157.

[12] Насири. С. 86; Джаввади Амили. Т. 1. С. 168.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...