Священный Коран — жизненная программа для всего человечества

Опубликовано в Разные статьи

Исламское учение, способное обеспечить жизненное счастье человечества лучше любого другого учения, доведено до мусульман посредством Корана. И основным корнем исламских религиозных документов, представляющих систему религиозного знания, моральных и практических принципов, является именно Священный Коран.

Всевышний Господь говорит:

«Воистину, Коран ведет людей путем самым верным» (К, 17:9) [1].

И, кроме того, Он возвестил:

«Ведь ниспослали Мы тебе Писание в разъяснение всего сущего, как руководство к пути прямому» (К: 16:89).

Само собой разумеется, что в Священном Коране об основах религиозных убеждений, моральных качествах и общих житейских правилах говорится во многих айатах («откровениях»), в перечислении которых нет необходимости.

Другое сравнительное разъяснение: Размышляя над нижеследующими тезисами можно понять истинную суть вопроса о том, что Священный Коран включает в себя программу жизни человечества:

1. Человек в своей жизни не преследует иной цели, нежели счастье, благоденствие и стремление жить в свое удовольствие (счастье и благоденствие — это форма жизнедеятельности, о которой мечтает человек и к которой он стремится, то есть такая же категория, как и свобода, благополучие, приумножение средств к существованию и тому подобное).

И если и встречаются нам иногда люди, которые отвернулись от своего собственного счастья, например, лица стремящиеся путем суицида покончить с собой или отвратившиеся от жизненных благ, то внимательное изучение их психологического состояния показывает, что они стремятся к подобным жизненным целям под воздействием особых факторов. Например, тот, кто размышляет о суициде, считает смерть единственным способом спасения от нахлынувших на него жизненных невзгод. В свою очередь, человек, выбравший аскетический образ жизни и отвергающий удовольствия материального мира, видит счастье как раз в таком образе жизни.

Следовательно, жизненная деятельность человека постоянно устремлена к достижению счастья и победам на этом пути, независимо от верности или ошибочности способа распознавания реального счастья.

2. Жизненная деятельность человека никогда не осуществляется без предварительной программы. Это очевидный вопрос. И подчас наличие в данном вопросе скрытых сторон также связано с чрезмерной его очевидностью. Ибо, с одной стороны, человек действует по собственной воле и согласно своим желаниям, а значит он не приступит к выполнению какой-либо работы, не определив заранее ее «реализуемости» в тех или иных конкретных условиях, т. е. он приступит к выполнению работы, следуя своим внутренним установкам. С другой стороны, он выполняет работу ради себя самого, то есть для удовлетворения осознанных нужд, и в результате между его намерениями и действиями существует прямая связь.

Еда, питье, сон, бодрствование, уход, приход и другие им подобные действия — все имеют меру и  место. Иногда они необходимы, иногда — излишни, в одних случаях нужны, а в других — нет, в определенных ситуациях полезны, а при ином раскладе — вредны. Следовательно, любая работа выполняется сообразно внутренним установкам, которые коренятся в человеческом восприятии и используются применительно к каждому конкретному случаю.

Человеческий индивид в частной жизни напоминает отдельно взятую страну, деятельность населения которой контролируется согласно определенным законам, традициям и обрядам, а активные силы этой страны обязаны согласовывать свои действия с обязательными для всех предписаниями.

Общественная деятельность конкретного общества подобна индивидуальным действиям; здесь также постоянно должны присутствовать определенные установки и обряды, которые приемлемы для большинства индивидов, в противном случае общество впадет в хаос и в кратчайшее время распадется.

И наконец, если конкретно взятое общество является религиозным, то власть в нем будет принадлежать религиозным предписаниям. Однако если общество является цивилизованным, но нерелигиозным, то все действия в нем будут определяться законом. А если общество является нерелигиозным и варварским, то оно будет следовать правилам и традициям, которые навязываются авторитарной и деспотической властью, или будет следовать обрядам и ритуалам, которые формируются в результате столкновения различных общественных убеждений.

В любом случае человек в своих индивидуальных и общественных действиях никогда не отказывается от применения правил, входящих в программу его действий.

Данное вúдение подтверждается и Священным Кораном:

«В сей жизни всякая душа / Имеет собственную супротиву, / (Что ей назначена от Бога) / И к ней в молитве обращается она. / Вы в благостных делах / Старайтесь обогнать друг друга» (К, 2:148).

Коран применяется к путям и правилам жизни. Даже те, что не верят в существование Творца, не являются в полном смысле слова неверующими. Ибо жизнь человека непредставима без наличия в ней направления и традиций, обусловленных будь то пророчествами и Божественным откровением, будь то общественным договором. Всевышний Господь в описании угнетателей, которые враждуют с религией Аллаха, замечает (невзирая на их сословную и классовую принадлежность):

«Те, кто уклонил с Господнего пути (других), / Усердствуя в него извилины внести, / И в будущую жизнь не верил».

3. Лучшим и самым устойчивым путем и правилом жизни является такой, на какой указывает творение человека, а не тот, что питается чувствами и симпатиями индивида или общества. Внимательно наблюдая и исследуя элементы творения, заметим, что все они в своем бытии обладают конечными целями, к которым стремятся с самого первого дня своего сотворения. Всякий из них устремляется к конечной цели наиболее подходящим и самым близким путем. Они и внутри и вне своей структуры наделены бытийным оснащением, которое также соответствует цели их сотворения и питает различные их действия. Таков замысел творения — что для одушевленных, что для неодушевленных созданий.

Например, росток пшеницы с самого первого дня, едва проклюнется из семени, укоренившегося в почве, подчиняется правилам вегетации, конечным этапом которой является колос с многочисленными зернышками. Росток наделен множеством сил и возможностей, посредством которых по мере надобности извлекает необходимые элементы из почвы и из воздуха, добавляя их в свое естество; и с каждым днем он становится все сильнее и полноценнее, переходя из одного состояния в другое, пока не достигнет конечного этапа своего развития. Из зрелого и спелого колоса выпадут на землю зерна, и здесь конкретный цикл вегетации конкретно взятого растения закончится.

Возьмем орешник, который с самого первого своего дня также преследует особую и соответствующую ему цель — вырасти в могучее дерево. Для достижения этой цели он проходит необходимый путь, используя данные ему природой особенности. В процессе роста орешник не следует путем зерна, точно так же как пшеничное зернышко не идет путем орехового дерева.

Все виды творения, образующие зримый мир, обречены следовать этому всеобщему правилу. И нет никаких аргументов в пользу того, что человек является исключением из правил. Ведь каждый вид обладает целью, достижение которой составляет его счастье. И каждому виду свойственен путь, который соответствует его бытийной оснащенности и которым этот вид движется к своей цели. А бытийная оснащенность человека служит наилучшим аргументом в пользу того, что он, равно как и другие виды творений, обладает целью, которая является гарантом его счастья, а также, что он в соответствии со своей бытийной оснащенностью наделен путем для достижения этой цели.

Из вышесказанного следует, что особое сотворение человека и сотворение мира, неотъемлемой частью которого является человек, наставляет последнего на путь к счастью и напоминает ему о самых важных, коренных и устойчивых правилах, применение которых и гарантирует ему счастье.

Всевышний Аллах в подтверждение этих рассуждений говорит:

«Господь наш Тот, / Кто каждой (сотворенной) твари / Придал породу, форму, а потом / (Для пребывания) назначил руководство» (К, 20:50).

И далее Он сказал:

«Который сотворил и соразмерил, / Распределил (пути) и все направил» (К, 87:2-3).

А затем:

«Клянусь землей / И тем, как распростерт ее покров, / И всякою душой, / И соразмерностью ее / (для проживания на сей земле), / Ее прозрением о том, что праведно, что скверно. / Поистине восторжествует тот, / Кто чистоту ее блюдет, / Потерпит пораженье тот, / Кто развратит ее!» (К, 91:6-10).

Есть по этому поводу и такие слова Господа:

«(А потому), верный Аллаху, / Ты обрати свой лик к религии той веры, / Ради которой сотворил Он род людской, — / Творение Аллаха — неизменно, / И в этой вере — правая (стезя): / (Ее разумное начало и ее чувственный предел)» (К, 30:30).

Или:

«И, истинно, ислам — религия Аллаха» (К, 3:19).

Религия и направление жизни означает покорность перед Господом — пред Его волею, то есть перед Тем, Кто призывает человека к соблюдению особых правил.

Или:

«Кто изберет религию иную, чем ислам, / Ему ничем не может быть угодным» (К, 3:85).

Вывод из вышеприведенных, а также других айатов сходного содержания заключается в том, что Всевышний Господь каждому из своих творений, в том числе и человеку, указывает путь к его счастью и к его особой цели. Каждая тварь и каждое творение наделены собственным путем. Для человека на его жизненной стезе реальным путем является тот, к которому призывает присущий ему особый замысел Творения. В своей личной и социальной жизни люди должны руководствоваться правилами, к которым их направляет природа подлинного (естественного) человека, но не человека, обуреваемого желаниями и находящегося в плену у своих чувств и эмоций.

Требование подлинной (естественной) религии заключается в том, чтобы бытийное оснащение человека использовалось сообразно, т. е. чтобы различные и противоречивые оснащения, вложенные в естество человека, такие как различные чувственные и эмоциональные силы, были сбалансированы и урегулированы. И при этом каждой из этих сил дозволено действовать в той мере, в какой она не причиняет хлопот другим людям.

И наконец: над каждым человеком должен властвовать разум, а не вожделения, чувства и эмоции. В обществе также должны царствовать права и интересы людей, а не желания и капризы могущественного деспота.

Из вышеприведенных рассуждений напрашивается еще один вывод, а именно тот, что бразды правления в области законов шариата находятся исключительно в руках у Бога, и никому другому, кроме Него, не полагается устанавливать законы и правила и определять обязанности. Ибо, как уже было выявлено, человеку на его жизненной стезе нужны только такие законы и правила, которые устанавливаются для него самим актом его творения, т. е. такие законы и правила, к соблюдению которых человека призывают внутренние и внешние причины и факторы. Иными словами, это законы и правила, которые угодны Самому Господу, ибо под словосочетанием «угодности Господу какого-либо явления» понимается то, что Бог создает причины и факторы для его осуществления; наконец, иногда причины и условия таковы, что требуют вынужденного возникновения какой-либо вещи. К таковым относятся, например, природные (стихийные) бедствия, при которых действия человека подчиняются сотворенной воле (ирадайе таквини). А порою обстоятельства требуют, чтобы человек действовал по своей воле и свободно, например при еде и питье. В этих случаях воля называется закономерной (ирадайе ташрихи). Всевышний Господь в нескольких местах своего Слова (Корана. — М. М.) говорит: «Решение всему — лишь у Аллаха» (К, 12:40).

После разъяснения упомянутых высказываний следует вспомнить, что Священный Коран рассматривает жизненную программу человека с учетом всех этих трех предпосылок, сосредоточивая внимание на том, что человек в своей жизни наделен целью (жизненное счастье), к достижению которой он должен стремиться всю жизнь. Это стремление не может быть результативным без наличия соответствующей программы. И данную программу следует считывать из книги Творения, другими словами осваивать ее по Божественному учению.

Священный Коран закладывает фундамент жизненной программы человека следующим образом:

В качестве основы данной программы названо познание Аллаха, и убежденность в единстве Аллаха признана первоосновой религии; после в качестве вывода и очередной основы названа эсхатология (вера в Судный день, когда человеку воздастся по делам его). В качестве вывода из эсхатологии признана необходимость познания пророков. Ибо воздаяние за добрые и злые деяния не осуществляется без предварительного уведомления об исполнении религиозных обязанностей, о греховных поступках, добре и зле, которые объясняются посредством Божественных откровений (вахй), о чем мы еще будем беседовать далее. Этот вывод признан в качестве очередной основы жизненной программы человека. Таким образом, три перечисленные основы: вера в единство Аллаха, вера в пророчество и вера в Судный день признаны исходными принципами ислама как религии.

Затем в качестве очередного шага изложены соответствующие трем упомянутым основам похвальные моральные принципы и достойные положительные качества, которыми должен быть наделен трезвомыслящий и верующий человек. После этого сформулированы и изложены практические правила, которые на деле выступают защитниками реального счастья, творцами и множителями похвальных моральных качеств и более того — факторами развития и процветания истинных убеждений и трех первоначальных принципов.

Ибо ни в коем случае неприемлемо, чтобы человек, не знающий никаких ограничений и преград в вопросах, касающихся половой жизни, или воровства, или же измены, или освоения чужого достояния и обмана людей, был наделен похвальными моральными качествами. Невозможно, чтобы лицо, питающее пристрастие к накопительству, отказывающееся выполнять финансовые обязательства перед другими людьми и не уплачивающее обязательных налогов, прославилось щедростью. Немыслимо, чтобы человек, не поклоняющийся Аллаху, месяцами и годами не думавший о Творце, был наделен верой в  Аллаха и в Судный день был назван праведным рабом Божьим.

Следовательно, похвальные моральные качества жизнеспособны только благодаря определенной совокупности намерений и поступков. В частности, таково соотношение между похвальными моральными качествами и верой — с учетом трех начальных принципов. Например, от человека, которому присущи такие качества, как гордыня и эгоизм, нельзя ждать веры в Аллаха и покорности перед Божественной Субстанцией, а человек, от роду не знавший справедливости, сострадания и благосклонности, не может быть приверженным Судному дню и его возданиям.

Всевышний Господь говорит о связях между истинными убеждениями, похвальными моральными качествами (которые суть также своего рода убеждения), с одной стороны, и деяниями — с другой:

«Кто ищет славы и величия себе, / То у Аллаха — все величие и слава; / К Нему и слово доброе восходит, / И доброе деяние (спешит), / Которое Он (милостью Своею) возвышает» (К, 35:10).

Кроме того Господь говорит о том же:

«И злейшим злом конец был тех, / Которые творили (злое), / За то, что ложью нарекли знамения Аллаха / И насмехались над ними» (К, 30:10).

Одним словом, Священный Коран содержит основные корни ислама, которые состоят из трех общих частей и характеризуются нижеследующим способом:

1) основы исламского убеждения, одной из форм которых являются три религиозные принципа: единобожие, пророчество, вера в Загробный мир; кроме того, эти основы подразумевают определенный вид убеждений, производных из упомянутых принципов, такие как Скрижаль и Перо, предопределенность и рок, ангелы, Престол (Божий) и Трон, творение небес и земли и другое;

2) похвальные моральные качества;

3) установки шариата и практические правила, которые в общих чертах изложены в Священном Коране, а подробное их изложение возложено на Пророка (да благословит Аллах его и его род!). В свою очередь, досточтимый Пророк (да благословит Аллах его и его род!), согласно хадису «Сакалайн»[2] («Два мира»), который многократно пересказывался представителями всех богословско-правовых толков ислама, назначил своим правопреемником для подобного изложения членов своего Семейства [3].


[1] Здесь и далее, кроме оговоренных случаев, цитаты из Корана даны в переводе В. Пороховой.

[2] Хадис, согласно которому Пророк перед смертью сказал: «О, люди! Помните, что я среди вас оставляю две драгоценные вещи: Божью Книгу и членов моего Семейства. Не пренебрегайте ими, а то будете рассеяны; не относитесь к ним нерадиво, а то будете погублены! Не забудьте, что ‘Али б. Абу Талиб — мой брат и мой преемник! Он после меня будет воевать за разъяснение Корана, так же как я воевал за его ниспослание».

 Сакалайн — (букв.: ʽлюди и джинныʼ, два мира). Название данного хадиса основано на том, что Его Светлость Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) является Посланником Бога и для людей и для джиннов, а ‘Али является предводителем всех мусульман, как людей, так и джиннов.

[3] См.: Мир Хамид, Хусайн. Абакат ал-анвар. В этой книге упомянутый хадис передан в различных вариантах.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...