Порядок и причины ниспослания айатов Корана

Опубликовано в Разные статьи

В каком порядке были ниспосланы айаты Священной Книги?

Суры Священного Корана были ниспосланы не одновременно. Данное положение наряду с конкретными историческими данными, свидетельствующими о ниспослании Священного Корана в течение 23 лет с начала призыва досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!), подтверждается еще и содержанием самих айатов.

Всевышний Господь говорит:

«Коран же разделили Мы [на части отдельные], чтобы не спеша читал ты его людям» (К, 17:106).

В священном Коране есть отменяющие (насих) и отмененные (мансух) айаты, а также айаты, имеющие прямую связь с событиями, которые во временном отношении не совместимы, поэтому и айаты, связанные с ними, ниспосланы не в одно и то же время.

Кроме того, суры и айаты Корана ниспосланы не в том порядке, в каком они собраны в благословенном тексте Священной Книги, т. е. не так, чтобы вначале была ниспослана сура Ал-Хамд,[1] а затем — последующие суры, такие как Ал-Бакара («Корова»), Али ‘Имран («Семейство ‘Имрана»), Ан-Ниса («Женщины»), Ал-Ма’ида («Трапеза») и так далее, как это зафиксировано в тексте Корана.

Об этом (наряду с неопровержимыми историческими данными) свидетельствует еще и содержание самих айатов, из которых выясняется, что они соответствуют начальному этапу пророческой миссии. К ним относятся, например, такие суры, как сура 96 Ал-‘Алак («Сгусток») и сура 68 Ал-Калам (также известная как «Нун»), зафиксированные в конце Корана, тогда когда много сур и айатов, содержание которых соответствует периоду после переселения (хиджра) и последних годов жизни досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!), например — Ал-Бакара («Корова»), Али ‘Имран («Семейство ‘Имрана»), Ан-Ниса’ («Женщины»), Ал-Анфал («Военные трофеи») и Ат-Тауба («Покаяние»), идут в начале текста.

В соответствии с содержанием различных сур и айатов, их ниспослание напрямую связано с различными событиями, происшествиями и нуждами, которые наблюдались в процессе призыва досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!).

Например, суры и айаты, которые содержат призывы, адресованные к язычникам — дабы они приняли ислам, и призывы к борьбе с идолопоклонниками, относятся к периоду до переселения, когда Пророк (да благословит Аллах его и его род!) жил в Мекке. А айаты, призывающие к сражениям, и айаты, что содержат различные предписания, были ниспосланы вслед за событиями и нуждами исламского общества после переселения в Йасриб (Медину), в период интенсивного развития и расширения ислама.

б) Продолжение предыдущих рассуждений

С учетом вышеизложенного, суры и айаты Корана в зависимости от различий, связанных с местом, временем, причинами и условиями, подготовившими почву для их ниспослания, подразделяются на отдельные категории:

1. Некоторые суры и айаты относятся к «мекканским» (макки), а другие — к «мединским» (мадани). Как правило, те части Корана, которые были ниспосланы до периода переселения досточтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!), считаются мекканскими. К ним относится большинство сур Корана, особенно небольших по объему. А все, что было ниспослано после переселения, считается мединским, даже когда это было ниспослано вне Медины.

2. Некоторые суры были ниспосланы во время путешествий, а другие — в периоды оседлой жизни Пророка. Кроме того, суры и айаты подразделяются на ниспосланные ночью или днем, а также на ниспо­сланные в периоды войны или мира, на земле или на небесах, во время уединения или в обществе. О значении данного вопроса мы будем рассуждать в специальной главе, которая будет посвящена причинам ниспослания сур и айатов.

3. Некоторые суры были ниспосланы повторно. Например, утверждают, что сура Ал-Хамд («Хвала»), более известная как Ал-Фатиха («Открывающая») была ниспослана дважды — первый раз в Мекке, а затем в Медине. Повторно были ниспосланы также и некоторые айаты. Например, айат — «Какую же из милостей Господа вашего не признаёте вы?» — в суре Ар-Рахман («Милостивый») повторяется тридцать раз. Так же два айата — «Воистину, знамение в этом, но большая часть их не верует» и «Воистину, превыше всего Господь твой, Всемилосерден [Он]» — в суре Аш-Шуʽара («Поэты») встречаются в восьми случаях. Иногда один и тот же айат встречается в нескольких сурах. К примеру, айат «Спрашивают они: "Когда же [исполнится] обещание это, если правда за вами?"» — содержится в шести различных сурах [2].

Иногда полное предложение в одной суре идет в качестве отдельного айата, а в другой — в виде части айата. Например, предложение — «Аллах — нет бога, кроме Него, — вечно живой, вечно сущий» (К, 3:2) [3] — в суре Али ‘Имран («Семейство ‘Имрана») встречается как отдельный айат, а в суре Ал-Бакара («Корова») — в виде части другого айата [4], который принято называть Айат ал-Курсий Айат Престола») [5].

Однако подавляющее большинство сур и айатов ниспосланы лишь единожды и происходит от единого источника.

Во всяком случае, подобное различие между кораническими айата­ми вызвано различными необходимостями конкретного времени ниспослания, согласно которым в конкретном месте требовалось повторение одного и того же предложения и подобный повтор использовался в качестве опорной точки всего высказывания.

Есть другое различие, которое связано с длиной сур Корана. Например, сура Ал-Каусар («Изобилие») [6] является самой краткой, а Ал-Бакара [7] — самой длинной сурой Корана. Так же айат Мудхамматан [8] («темно-зеленые») [9] — самый краткий, состоит из одного слова, а айат 282 из суры Ал-Бакара [10] под названием Дайн  самый продолжительный айат Корана, состоит более, чем из 30 слов.

Все эти различия связаны с конкретными временно-простран­ст­вен­ными требованиями относительно ниспослания айатов. Иногда такие различия наблюдаются между двумя примыкающими друг к другу айатами, как это можно видеть на примере 20 и 21 айатов суры Ал-Му­дассир («Плащом покрытый»): первый из них состоит из одного слова, а второй — из пятнадцати слов [11].

Такие же различия между айатами Корана наблюдаются в связи с их лаконичностью или пространностью. Сравнивая суры Ал-Фаджр («Заря») и Ал-Лайл («Ночь») с сурами Ал-Бакара («Корова) и Ал-Ма’ида («Трапеза»), видим, что большинство мекканских сур ниспосланы в лаконичной, а мединские — в пространной форме.

Утверждают, что первыми по времени ниспослания айатами являются пять первых айатов из суры Ал-‘Алак («Сгусток»), а самым последним — айат 281 из суры Ал-Бакара: «Страшитесь того дня, когда будете возвращены вы к Богу. Тогда воздастся по заслугам человеку каждому. И никто не будет обижен [незаслуженно]» (К, 2:281).

Причины ниспослания

Как уже было отмечено, многие из сур и айатов Корана связаны с событиями и явлениями, происходившими в течение всего пророческого призыва. К ним относятся, например, суры Ал-Бакара («Корова») [12], Ал-Хашр («Собрание»), и Ал-‘Адаийат («Мчащиеся»). В свою очередь общественные нужды, требующие выяснения предписаний Ислама, стали причиной ниспослания таких сур или айатов, в которых излагаются и разъясняются эти предписания. Из числа подобных сур следует назвать, например, суры Ан-Ниса («Женщины»), Ал-Анфал («Трофеи»), Ат-Талак («Развод») [13] и т. п.

Причины, приводившие к ниспосланию соответствующих сур или айатов, называются причинами ниспослания (асбаб ан-нузул). И, конечно, до определенной степени знание этих причин помогает человеку лучше понять смысл конкретного айата.

Поэтому на заре ислама сподвижники Пророка и их последователи приложили значительные усилия к тому, чтобы причины ниспослания были зафиксированы, оставив по себе огромное количество хадисов на эту тему.

Количество хадисов о ниспослании Корана, собранных суннитскими авторами, составляет несколь­ко тысяч. Шиитами, в свою очередь, собрано и сохранено в общей сложности несколько сотен преданий. Однако не все дошедшие до нас предания являются достоверными и не все они приводятся со ссылкой на передатчиков.

Подобные хадисыу внимательного читателя вызывают определенное разочарование: часто видно, что рассказчик, не установив связь ниспослания айата с известным из верного источника событием, довольствуется простым пересказом самого события. Затем с этим пересказом он связывает айаты, соответствующие ему в чем-либо по содержанию. В результате указанная в хадисе причина ниспослания приобретает чисто теоретический и отвлеченный, но далеко не аргумен­тированный характер.

Подтверждением данных слов служит то, что многие из хадисов противоречат друг другу. В качестве причины ниспослания многих коранических айатов приводятся разноречивые и несовместимые версии. Появление разных версий связано с двумя взаимоисключающими обстоятельствами: а) указанные причины ниспослания имеют теоретический, а не повествовательный характер, и передатчик хадиса для доказательства своей достоверности ссылается на разные рассказы, которые противоречат друг другу; подчас кто-либо из авторов указывает на наличие двух различных причин ниспослания и, столкнувшись с двумя противоречивыми версиями, намеренно выбирает одну из них; б) часть хадисов (если не все) фальсифицированы, или же истинное их содержание скрыто.

В случае правдивости подобных предположений хадисы о причинах ниспослания (асбаб ан-нузул) утратят всякое значение. Окажутся бесполезными даже предания, признан­ные достоверными — с учетом ссылки на пере­датчиков хадисов. Верная ссылка на передатчиков устраняет или умень­шает вероятность обмана при последовательном назывании имен передатчиков, однако при этом сохраняются и вероятность сокрытия истинного содержания предания и навязывание некой точки зрения.

Далее: из сохранившихся повествований известно, что на заре Ислама представители правящей элиты халифата категорически запрещали записывать хадисы и собирать их в виде отдельной книги. Обнаруженные записи всякий раз изымались и сжигались. Подобный запрет действовал в течение всего I в. хиджры, то есть примерно 90 лет.

Подобный подход способствовал чрезмерному увлечению знатоков хадисов (мухаддисин) изустной передачей смыслов преданий. Незначительные изменения, допускаемые при подобном способе передачи преданий, постепенно накапливались, становясь зачастую причиной полной утраты их истинного смысла. Данное обстоятельство легко проследить при обращении к сохранившимся вариантам одних и тех же преданий. Иногда такие варианты не имеют между собой ничего общего. Конечно, при подобной разноречивости хадисов, рассказывающих о причинах ниспослания айатов, уровень их достоверности снижается.

А когда ко всему этому добавляется еще и распространение подложных преданий, либо же производится намеренное сокрытие истин­ного смысла преданий (сколько подделок вошло в оборот благодаря иудеям (исра’илийат) и лицемерам (мунафикин)!), никакого доверия к преданиям, повествующим о причинах ниспослания айатов, не остается.

Подход, который должен быть применен по отношению к причинам ниспослания айатов

В предыдущих главах мы наглядно показали, что хадис для установления степени достоверности обязательно нуждается в свидетельстве Священного Корана. А значит, как гласят многие изречения Пророка (да благословит Аллах его и его род!) и Имамов Ахл ал-Бейт (мир им!), тексты хадисов непременно следует сличать с текстом Корана.

Поэтому причина ниспослания, в случае если она не основана на часто повторяющемся и проверенном предании, должна сопоставляться с соответствующим кораническим айатом. Если содержание айата подтверждает рассказ передатчика о причине ниспослания, она может счи­таться достоверной, т. е., в конечном итоге,  достоверность хадиса должна проверяться Священным Кораном.

При подобном подходе большое количество «так называемых» причин ниспослания отпадает. Высшие цели Священного Корана состоят из всемирного и вечного просвещения людей, что ясно и без обращения к кораническим айатам по поводу преданий о причинах ниспослания.

Порядок ниспослания айатов

Конечно, как нам известно, коранические суры и айаты расположены в тексте Корана те в том порядке, в котором они были ниспосланы досточтимому Пророку (да благословит Аллах его и его род!).

Исламские ученые прежних времен, особенно суннитские ученые, при определении порядка ниспослания сур Корана ссылаются на предания. Одним из первых свидетельств по данному вопросу является пре­дание Ибн ‘Аббаса. В нем говорится:

Вначале, каждая сура, ниспосланная в Мекке, тут же записывалась. После этого к суре добавлялось то, что было угодно Всевышнему Богу.

Первым было: «Читай во имя Господа твоего» (т. е. Ал-‘Алалк («Сгусток»), 96 сура Корана).

Затем последовали: см. Приложение.[S1] 

Другие хадисы о ниспослании

В хадисе, рассказанном Ибн ‘Аббасом, говорится о 113 сурах, среди которых нет суры Ал-Хамд («Хвала») (или суры Ал-Фатиха («Открывающая [Коран]»)).

В другом предании, принадлежащем Байхаки [14] со ссылкой на ‘Икри­му говорится о 111 сурах, а 3 суры — Ал-Хамд, Ал-‘Араф и Аш-Шура — не упомянуты. Это же предание приводит Байхаки со ссылкой на Ибн ‘Аббаса, и на сей раз предание содержит все 114 сур Корана. Но в обоих вариантах предания Байхаки: во-первых, сура Ал-Мутафафин считается мединской сурой, что противоречит прежнему варианту, в котором данная сура причислена к мекканским; во-вторых, порядок ниспослания как мединских, так и мекканских сур, отличается от первоначального варианта.

Приводится другой хадис [15] от ‘Али ибн Талхи, в котором утверждается, что в Медине была ниспослана сура Ал-Бакара, а суры Али ‘Имран, Ан-Ниса, Ал-Ма’ида, Ал-Анфал, Ат-Тауба, Ал-Хаджж, Ан-Нур, Ал-Ах­заб, Мухаммад, Ал-Фатх, Ал-Хадид, Ал-Муджадила, Ал-Хашр, Ал-Му­м­тахана, Ас-Саф (или Ал-Хаварийин), Ат-Тагабун, Ат-Талак, Ат-Тах­рим, Ал-Фаджр, Ал-Лайл, Ал-Кадр, Ал-Байина, Аз-Залзала, Ан-Наср и все другие суры Корана — ниспосланы в Мекке.

Кажется, что цель данного хадиса заключается лишь в отделении мединских сур от мекканских, а не в том, чтобы дать порядок ниспослания сур, иначе бы суры Ал-Ма’ида и Ат-Тауба не попали бы в начало перечисления

Кроме того, автор считает суры Ал-Фаджр, Ал-Лайл и Ал-Кадар мединскими, тогда когда в предыдущих преданиях они отнесены к мек­канским. Так же суры Ар-Ра’д, Ар-Рахман и Ал-Инсан  он причисляет к мекканским, тогда когда в предыдущих преданиях они были названы мединскими.

В другом хадисе[16] со ссылкой на ал-Катада, говорится:

Из всех частей Корана в Медине были ниспосланы суры Ал-Бакара, Али ‘Имран, Ан-Ниса, Ал-Ма’ида, Ат-Тауба, Ар-Ра’д, Ан-Нахл, Ал-Хаджж, Ан-Нур, Ал-Ахзаб, Мухаммад, Ал-Фатх, Ал-Худжарат, Ал-Ха­­дид, Ар-Рахман, Ал-Муджадила, Ал-Хашр, Ал-Мумтахана, Ас-Саф, Ал-Джум’а, Ал-Мунафикун, Ат-Тагабун, Ат-Талак, Ат-Тахрим (13 начальных айатов), Аз-Залзала и Ан-Наср. Все остальные суры были ниспосланы в Мекке.

Данное предание также противоречит предыдущим, особенно — хадису самого Ал-Катада относительно сур Ал-Мута­фи­фин, Ал-Инсан и Ал-Байина.

Относительно данного хадиса можно сказать лишь то, что он ни в коем случае не пользуется доверием, ибо не обладает  ни религиозной, ни исторической ценностью. Упомянутый хадис не ценен как религиозное повествование хотя бы потому, что он никак не связан с досточтимым Пророком (да благословит Аллах его и его род!), т. е. не известно, услышал ли Ибн ‘Аббас о подобном порядке ниспослания сур от самого досточтимого Пророка (да благословит Ал­лах его и его род!) или от кого-то другого, чья личность не установлена, – или же он опирается на мнения и выводы, которые приемлемы только для него самого.

Что же касается ценности данного предания с исторической точки зрения, заметим, что Ибн ‘Аббас числился среди сподвижников досто­чтимого Пророка (да благословит Аллах его и его род!) в течение незначительного времени и, естественно, не был непосредственным сви­детелем ниспослания всех сур Корана. Следовательно, если предложенный им порядок ниспослания сур не основан на его собственном опыте, то он узнал его от других лиц. В итоге, сообщение Ибн ‘Аббаса приводится без всякого упоминания источника, что лишает его исторической ценности.

Единственным путем для распознания порядка ниспослания коранических сур и их принадлежности к мекканским или мединским является размышление и рассуждение над содержанием этих сур, сличение их содержания с реальной исторической ситуацией в период до и после переселения (хиджра). Данный подход весьма полезен для определения порядка ниспослания и принадлежности сур к мекканским и мединским. Например, содержание сур Ал-Инсан, Ал-‘Адийат и Ал-Му­та­фифин свидетельствует об их принадлежности к мединскому пери­оду, хотя в некоторых хадисах они названы мекканскими.

 

[1] Ал-Хамд (букв.: ʽхвалаʼ) — другое название (по начальному слову суры) первой в тексте Священного Корана суры, ал-Фатиха («Открывающая»).

[2] Например, в 67 суре Корана суре Ал-Мулк («Власть») (айат 25).

[3] Коран, 3: 2 (*).

[4] Коран, 2: 255 (*). В шиитской традиции понятие «Айат ал-Курсий» охватывает и два последующих (256-257) айата.

[5] В данном айате изложены главные атрибуты (сифат) Аллаха и содержится идея охвата Престолом Аллаха  (т. е. Его властью) всего сущего. Этот айат получил среди мусульман название Айат ал- Курсий («Айат о власти»).

[6] Сура 108 Корана содержит всего 3 айата.

[7] Сура 2 Корана содержит 286 айатов.

[8] По мнению многих комментаторов этим словом описываются райские сады, которые полнятся «темно-зеленым» светом, укрывающим от палящего зноя и дарующим желанное отдохновение и полумрак.

[9] Коран, 55: 64.

[10] Коран, 2: 252.

[11] Коран, 74: 20, 21.

[12] Сура Ал-Бакара была ниспослана в первый год хиджры (622 от Р. Хр.). Некоторые из ее айатов посвящены порицанию в адрес евреев, которые препятствовали успеху ислама. Часть из айатов данной суры содержит соответст­ву­ющие предписания, такие как изменение стороны киблы, установление поста, совершение хаджжа и т. п. Сура Ал-Хашр имеет отношение к выселению иудеев из племени бану Надир, а сура Ал-‘Адийат посвящена арабам долины Йабис и подобным им людям (примеч. автора).

[13] В суре Ан-Ниса говорится об особенностях вступления в брак и о праве женщин на наследство; Сура Ал-Анфал посвящена военнопленным и трофеям, а сура Ат-Талак  бракоразводным вопросам (примеч. автора).

[14] Ал-Иткан. Т. 1. С. 10.

[15] Ал-Иткан. Т. 1. С. 10

[16] Там же. С. 11.


 [S1]Гиперссылка на список айатов, данный в отдельной статье.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...