Кораническая эсхатология и современная наука

Опубликовано в Разные статьи

Кораническая эсхатология и современная наука В Священном Коране День воскресения представлен как конец света, который является началом другого мира. Во многих айатах этой небесной Книги говорится о событиях, которые произойдут в преддверии Дня воскресения, и некоторые из них считаются признаками наступления этого дня. Экзегеты и космологи, говоря о конце нынешнего мира, ссылаются на несколько групп айатов нижеследующего характера:

а) Айаты, указывающие на смерть Солнца и звёзд:

«Когда Солнце покроется мраком, когда звёзды померкнут» (81:1-2.).

«Подчинил власти Своей Солнце и Луну, и они находятся в движении до положенного срока» (К, 13: 2).

б) Айат, в котором указывается на раскол Луны:

«Близок Судный час, и месяц раскололся» (К, 54:1).

в) Айаты, которые указывают на нарушение нынешнего порядка неба и звёзд:

«Когда разверзнется небо, когда звёзды осыплются» (К, 82: 1-2)[1].

«Сойдутся Солнце и Луна» (К, 75:9)[2].

г) Айаты, которые указывают на великие землетрясения:

«Ведь сотрясение (земли) с приходом Часа — великое событие (Вселенной)» (К, 22:1)[3].

д) Айаты, в которых указывается на распад гор:

«Когда горы станут [мягкими], словно расчёсанная шерсть» (К, 101:5).[4].

е) Айаты, в которых говорится о взрывах и наводнениях:

«Когда моря выйдут из берегов» (К, 81:6)[5].

ж) Айаты, указывающие на наличие дыма в небесах:

«Так жди же того Дня, когда небо извергнет ясно видимый дым» (К, 44:10).

Научные теории о Конце света

При космологических диспутах о Конце света выдвигаются два вопроса:

  1. Каков конец расширяющего движения Вселенной?

Мир находится в состоянии расширения: галактики с огромной скоростью удаляются друг от друга[6]. Но разве Вселенная постоянно будет находиться в состоянии расширения? Или подобное расширение когда-либо заканчивается, или жизнь Вселенной возвращается в своё первоначальное состояние? По этому вопросу учёные выдвигают три предположения:

а) расширение Вселенной — вечный процесс.

б) Вселенная, наконец, под воздействием силы тяготения уплотняется и возвращается в одну точку.

в) мир постоянно находится в состоянии больших взрывов и сужений.

Русский физик Александр Фридман в 1920 году показал, что ответ на эти вопросы зависит от вещества мира[7].

  1. Каков конец Солнца, звёзд и Земли?

Некоторые специалисты в области физики и космологии считают, что:

«Солнце за секунду в качестве топлива расходует 564 млн. тонн водорода; из этого количества образуется 560 млн. тонн гелия, 4 млн. тонн оставшегося вещества, составляющие 7 % расходуемого  топлива, превращаются в энергию, которая в виде света и тепла распространяется по космосу.

Несмотря на огромную нужду нашего Солнца в топливе, оно может светиться в течение 10 млрд. лет. Из общего срока его  продолжительной жизни миновало 5 млрд. лет. Следовательно, Солнце “прожило” уже половину своей жизни»[8].

«Так, наша голубая планета (Земля) ещё примерно 5 млрд. лет будет кружиться вокруг Солнца. К концу своей жизни Солнце будет вздуто подобно воздушному шару и превратится в гигантскую звезду с красным оттенком. Кроме того, оно поглотит две планеты Солнечной системы, а именно, Венеру и Меркурия».

«Земля будет накаляться до 1000˚С, задолго до этого уничтожатся все признаки жизни на ней, все воды океанов превратятся в пар»[9]

А некоторые другие учёные относительно «смерти» конкретно взятой звезды придерживаются такого мнения:

«В связи с тем, что все звёзды фактически являются порождениями термоядерных процессов, то, в конце концов, запас “горючего” у них когда-нибудь иссякнет, и тогда они начнут расширяться, и огромное скопление сверкающих газов на поверхности звёзд выпустится в пространство в фантастических формах, которых принято называть “звёздной пылью”.

Когда Запас “горючего” у звёзд иссякнет, то сила тяготения быстро их поглотит. И тогда звезда превратится в кучу пепла с очень высокой температурой, которая именуется “белым карликом”.

Звёзды с очень большим объёмом завершают свою жизнь в результате одного взрыва. Когда взрывается ядро звезды, его внешняя оболочка выбрасывается наружу; умирающая звезда только в течение нескольких часов выбрасывает такое количество энергии, которое наше Солнце распространяло в течение 5-и млрд. лет. В этом состоянии звезда становится ярче в несколько миллионов раз. Данное явление называется “облачностью сверхновой звезды”»[10].

Моменты толкования и научные тайны

Некоторые экзегеты и мыслители высказали свои точки зрения относительно наличия соответствия между айатами и новыми открытиями космологии:

1. Макарим Ширази при тематической трактовке коранического послания анализирует айаты, связанные с концом света. В частности, при толковании айата «Когда Солнце покроется мраком, когда звёзды померкнут»[11] он пишет:

«Слово куввират (от араб. таквир) означает “свёртывать” или “собирать” что-либо; данное слово также используется и в другом смысле: “наступление мрака” или “расстилание”. Следовательно, эти два понятия, применяемые  относительно Солнца, обуславливают и дополняют друг друга. В данном случае имеется в виду то, что Солнце постоянно “худеет” и сужается, стремится к состоянию мрака и тусклости.

Слово инкадарат (от араб. инкадара) означает “темнота”, “мрак” или “падение” и “тусклость”. Действительно, согласно кораническому утверждению, в конце мира самый яркий источник света в Солнечной системе, освещающий все планеты, меркнет и сужается. Такова же судьба и других звёзд».

Затем автор отмечает: «Современные учёные убеждены, что энергия Солнца порождается путём ядерной вспышки, и в течение каждых суток масса солнечного шара уменьшается на 350 миллиардов тонн. Данное обстоятельство приводит к тому, что Солнце постепенно сужается и тускнеет. Такое сужение и потускнение представляют собой те два значения, которые, по свидетельству затоков лексикологии, заложены в слове таквир»[12].

Говоря о слиянии друг с другом   Солнца и Луны («сойдутся Солнце и луна»)[13], Макарим Ширази пишет:

«Возможно, утверждение о слиянии Солнца и Луны связано с тем, что в случае устранения баланса между силой тяготения и отталкивания  Луна притягивается к основному центру системы, то есть к Солнцу»[14].

Затем, указывая на айат «Когда разверзнется небо, когда звёзды осыплются»[15], говорит: «Существующая система звёзд также нарушится, и, следовательно, баланс между силами тяготения и отталкивания, который связан с телами и со скоростью их движения, теряется и, возможно, в Коране говорится именно об этом состоянии»[16].

После этого  в книге Макарима Ширази говорится об удивительных землетрясениях и рассыпании гор[17].

Автор, указывая на айаты, которые говорят о слиянии и «выходе из берегов» вод[18] («…когда сольются воедино моря»[19] и «…когда моря выйдут из берегов [или запылают]»[20]),  допускает три предположения:

а) вода состоит из двух элементов: кислорода и водорода, каждый из которых является сгораемым.  Если какие-либо факторы станут причиной распада молекулы воды, то моря превращаются в огромные огненные сферы, и даже одной незначительной искры будет достаточно, чтобы образовался целый огненный мир;

б) сильные землетрясения в преддверии Дня воскресения происходят по причине взаимного слияния морей и провала земли;

в) горы станут пылью, которая разлетится и осыплет моря, будут падать небесные камни: всё это приведёт к поднятию уровня морских вод, после чего вся суша покроется водой[21].

2. Один из современных авторов со ссылкой на айат  «…сойдутся Солнце и Луна» указывает на разрушение порядка бытия. В частности, он пишет:

«Пространство между ядром атома и движущимися вокруг этого ядра электронами очень обширно по сравнению с их объёмом: между ними существует огромное пустое пространство. Если вы представляете атом в виде сферы с диаметром в 1000 м, то диаметр атома ядра вместе с протоном равняется одному метру. И если внезапно это пустое пространство атомов исчезнет, все существа в мире, сохраняя свою массу, обретут малые размеры. Тогда порядок реального мира нарушится в мановение ока. При этом Земной шар по своим размерам будет напоминать маленький мандарин[22], а небесные тела, превращаясь в маленькие шайбы, столкнутся друг с другом.

Эта реальность стала известна современным астрономам в результате наблюдений за огромной звездой под названием Сириус, которая в мгновение превратилась в маленькую звезду»[23].

3. Некоторые мыслители, указывая на айат «…когда моря выйдут из берегов»[24], имеют в виду атомный взрыв — из-за выделения из состава молекулы воды атомов водорода и кислорода[25].

4. Часть современных авторов, учитывая сведения из Корана[26] относительно «смерти» Солнца и звёзд, а также со ссылкой на слова учёных, выдвигали несколько воззрений:

а) доктор Георгий Гамов говорит: «Настанет день, когда Земля (а также все другие планеты) после великого взрыва примет форму густого газа»[27];

б) профессор А. Масович утверждает: «Однажды все водородные запасы Солнца под воздействием атомных реакций иссякнут»[28]

в) один из учёных пишет: «Согласно второму закону термодинамики[29] и антропному принципу[30],  все тела постепенно теряют свою температуру и двигаются в сторону небытия. Таким образом, наступит день, когда температура во всех телах будет одинаковой. И этот день станет “днём смерти всех существ и тел”»[31].

5. Некоторые другие авторы относительно раскола Луны («и месяц раскололся»)[32] придерживаются нижеследующего мнения:

«Согласно последнему открытию астрономов, настанет день, когда Луна расколется на две и более частей, которые также страшным образом разорвутся и разделяются на тысячи других. Так, сэр Джеймс, европейский астроном, утверждает, что “постепенно Луна приближается к Земле на очень близкое расстояние; и в тот момент, когда Земля будет находиться под угрозой разрушения, наступит время осуществления Божественного предопределения — распад Луны”»[33].  

6. ‘Абд ар-Раззак Науфал относительно Конца света и судьбы Солнца выдвигает несколько версий[34].

7. Ахмад Мухаммад Сулейман также, упоминая о различных вероятных событиях, указанных в обсуждаемых реминисценциях из Корана, рассматривает айат «Так жди же того дня, когда небо извергнет ясно видимый дым»[35] и говорит, что в нём «под словом духан (“дым”) имеется в виду огонь». Исследователь связывает данное обстоятельство с событиями Конца света.

И затем он выдвигает ещё две версии о вероятном взрыве на Солнце и нарушении состава солнечного света, что, в конечном счёте, приведёт к уничтожению Земли посредством огненных волн или под воздействием сильных холодов[36].

8. Некоторые учёные, изучая 10-й айат суры «Ад-Духан» («Дым»), доказывают, что в нём говорится о божественном чуде: о том, что мир в  День страшного суда превратится в «дым», как это было в начале, и характеризуют данное утверждение как научную истину[37].

Анализ

Несмотря на соответствия некоторых вышеперечисленных научных точек зрения на явление Конца света внешним смыслам коранических айатов, нам кажется важным уточнить несколько моментов:

1. Упомянутые воззрения на процесс раскола Луны («и месяц раскололся»)[38] являются сомнительными по двум соображениям:

Во-первых, данное научное утверждение не пользуется достаточно твёрдой аргументированностью, и здесь довод о расколе Луны, с точки зрения экспериментальных наук, не обосновывается. Авторы довольствовались лишь указанием того, что Луна приближается к Земле на минимальное расстояние. Если согласиться с данным утверждением, то оно обуславливает притяжение Луны со стороны Земли, тогда как в Священном Коране говорится о соединении Солнца и Луны в преддверии Дня воскресения («сойдутся Солнце и луна»)[39].

Во-вторых, экзегеты выдвигали относительно соединения Солнца и Луны два предположения:

а) с одной стороны, в данном айате подразумевается известное событие, связанное с разделением Луны (шакк ал-камар), которое чудесным образом происходило ещё во времена Пророка (с) и называлось им одним из признаков близости Судного дня. То же самое можно сказать и о самой миссии Посланника Аллаха (с), которая, по исламу, считается  одним из знамений приближения Дня воскресения;

б) с другой, речь идёт о расколе Луны в преддверии наступления Дня восстания из мёртвых[40].

2. Относительно айата «Так жди же того дня, когда небо извергнет ясно видимый дым»[41] комментаторы выдвигают три предположения:

  1.  Имеется в виду зловещий дым в Судный день, который будет  своего рода средством мучения.
  2.  Слово «дым» используется иносказательно, то есть является намёком на засуху, которая во времена Пророка (с) стала причиной смерти огромного количества неверных.
  3.  Подразумевается «дым» (в его прямом значении), который в День суда покроет всё, и люди будут уповать на милость Господа, что  приведёт к компенсации части их мучений.

Некоторые экзегеты считают первое и второе значения маловероятными, признавая третье значение более обоснованным, в большинстве мусульманских книг встречаются многочисленные предания в пользу достоверности именно третьего значения[42].

В любом случае, предположение Ахмада Мухаммада Сулеймана о том, что под словом «дым» в данном айате подразумевается огонь, преданиями не подтверждается.

3. Хотя в Священном Коране и встречаются общие указания относительно «смерти» Солнца и звёзд и нарушения присущего им порядка, тем не менее, учитывая большое количество соответствующих теорий («большого взрыва», «снижения температуры на основе второго закона термодинамики» и т. п.) и отсутствие их чётких доказательств, невозможно соотнести с Кораном ни одно из вышеперечисленных научных предположений. 

4. Относительно значения терминов фуджжират («сливаются») и суджжират («выйдут из берегов»)[43] и их соответствия с атомным взрывом никакими обоснованными подтверждениями мы не располагаем.

Относительно отделения водорода от кислорода и их сгорания можно говорить только предположительно — даже если учитывать возможное соответствие данных айатов двум другим научным теориям, которые (как было изложено выше) возможно и соответствуют кораническим понятиям суджжират и фуджжират (их словарному значению).

5. Содержание коранических айатов в связи с конечной судьбой Солнца, звёзд и планет в значительной степени соответствует ныне существующим научным теориям, и данная ситуация считается своего рода выдвижением научных тайн. Если в один из прекрасных дней данные коранические утверждения будут, с научной точки зрения, окончательно доказаны, то они могут быть отнесены к научным чудесам Корана.

Мухаммад Али Ризаи Исфахани

Из книги «Чудеса и удивительные аспекты Корана»

Библиография

Базарган, Махди. Бесконечный путь [Б.м., б.г.].

Биазар Ширази. Гозаште ва айандейе джахан [Прошлое и будущее мира]. 2-е изд. Кум: Издательство Табатабаи, 1970.

Виллард Р. и др. Кейхан ва Рах-е кахкашан [Космос и Млечный путь]. / Пер. на фарси Мухаммада Амина Ахмади. Тегеран: книжное издательство «Хамрах», 1955.

Макарим Ширази, Насир. Тафсир «Немуне» [Образцовые комментарии]: в 27 т. 26-е изд. Тегеран: Дар ал-китаб ал-исламийа, 1994.

Мухаммад ‘Али. Ал-и‘джаз ал-‘илмий фи-л-Кур’ан ал-Карим [Научные чудеса в Священном Коране]. Дамаск, [б.д.].

Наджафи, Гударз. Маталеб-е шегифтангиз-е Кур’ан [Изумительные аспекты Корана]. Тегеран: Субхан, 1998.

Сулейман, Ахмад Мухаммад. Кур’ан ва-л-‘илм [Коран и наука]. Бейрут: Дар ал-‘аудат, 1981.

Юбелакер, Эрих. Физик-и навин [Новая физика] / Пер. на перс. (фарси) Бехруза Байзайи. Тегеран: Кадйани, 1991.

 

 


[1]. Также см.: К, 69: 16; 25: 25; 77: 9; 52: 9.

[2]. Также см.: К, 21: 104; 77: 8. 

[3]. Также см.: К, 73: 14; 56: 4; 99: 1, 2; 79: 6-7.

А также: 78: 29; 56: 5-6; 73: 14; 69: 14; 52: 10.

[5]. Также см: К, 82: 3.

[6] Данный вопрос нами был рассмотрен под заголовком «Расширение мира» при трактовке айата: «Мы воздвигли небо своею мощью, ибо Мы могучи» (К, 51: 47).

[7] «Если Вселенная в достаточной степени обладает веществом, в конце концов, сила тяготения прекращает её расширение. Вещества будут двигаться навстречу друг другу и, наконец, все они сожмутся в единую точку. Данное явление называется “великим сужением”. Но если Вселенная не будет обладать достаточным веществом, то процесс её расширения будет продолжаться. Учёные также стремятся путём измерения вещества Вселенной определить, какое состояние является наиболее вероятным» (Виллард Р. и др. Виллард Р. и др. Космос и Млечный путь. С. 50-52).

[8] Юбелакер Э. Новая физика. С. 20-21.

[9] Там же. C. 54-55.

[10] Виллард Р. Космос и Млечный путь. С. 25-26.

[11]  К, 81: 1-2.

[12] Макарим Ширази. Послание Корана. Т. 6. С. 33-34.

[13] К, 75: 8

[14] Макарим Ширази. Послание Корана. Т. 6. С. 35.

[15] К, 82: 1-2.

[16] Макарим Ширази. Послание Корана. Т. 6. С. 35.

[17] «Разве эти страшные и удивительные события, которые касаются гор, происходят под воздействием внутренних взрывов, разрушения системы их атомов и высвобождения скрытой внутренней энергии? Или на них наносится удар извне, как это происходит при столкновении небесных тел? Или существуют другие, неизвестные нам доселе, причины?

    Никто не может  точно ответить на эти вопросы, современная наука также не в состоянии дать какие-либо объяснения. Она лишь утверждает, что в прошлые эпохи и в настоящее время происходили и происходят великие взрывы» (Там же. С. 30).  

[18] Слово фуджират (от араб. фаджр) означает «расколоть», что, возможно, указывает на взрывы и сгорания вод; а слово суджжират (от араб. тасджир) в основном используется в смысле «сгорание», «запыление» или «приведение огня в волнение» (или в смысле «заполнения»).

[19] К, 82: 3.

[20] К, 81, 6.

[21] Макарим Ширази. Послание Корана. Т. 6. С. 31-32.

[22] Известный учёный Жолио-Кюри говорит: «Если пустое пространство атомов человеческого тела исчезнет, то человек, сохраняя свой вес (например, равный 70 кг), превратится в микроб, которого можно видеть только через микроскоп».  

[23] Цит. в сокр. См.: Наджафи. Изумительные аспекты Корана. С. 129-131.

[24] К, 81: 6.

[25] Амин. Путь совершенства. Т. 3. С. 189; Наджафи. Изумительные аспекты Корана. С. 132.

[26] К, 81: 1-2;  82: 1-2.

[27] Гамов Г. Рождение и смерть Солнца. С. 163.

[28] См.: Наджафи. Изумительные аспекты Корана. С. 134.

[29] Первый закон термодинамики, более известный как закон сохранения энергии, гласит, что энергия (или материя) не может быть создана и не может быть разрушена. Количество её остаётся неизменным и может переходить из твёрдого состояния в жидкое, в газ, в плазму и обратно. Однако общее количество энергии (материи) во Вселенной остаётся постоянным.

Второй закон термодинамики известен также как «закон увеличения энтропии» (от. греч. «поворот», «превращение»). В то время как количество остаётся неизменным (первый закон), качество энергии (или материи) со временем постепенно уменьшается. Полезная энергия неизбежно используется для повышения производительности, роста и ремонта. В ходе этого процесса полезная энергия преобразуется в непригодную. Таким образом, полезная энергия безвозвратно потеряна в виде непригодной энергии. Энтропия определяется как измерение непригодной энергии в закрытой или изолированной системе (Вселенной, например). Так как полезная энергия уменьшается, а непригодная энергия увеличивается, то и энтропия увеличивается. Энтропия является также датчиком случайности или хаоса в замкнутой системе. Когда полезная энергия безвозвратно потеряна, дезорганизация, хаос и случайность возрастают. Примеч. пер.

[30] Антропный принцип (греч. anthropos — “человек”) — один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной (в частности, от фундаментальных физических постоянных — постоянной Планка, скорости света, массы протона и электрона и др.). Физические расчёты показывают, что если бы изменилась хотя бы одна из имеющихся фундаментальных постоянных (при неизменности остальных параметров и сохранении всех физических законов), то стало бы невозможным существование тех или иных физических объектов — ядер, атомов и т. д. (например, если уменьшить массу протона всего на 30%, то в нашем физическом мире отсутствовали бы любые атомы, кроме атомов водорода, и жизнь стала бы невозможной). — Примеч. пер.

[31] Базарган. Бесконечный путь. С. 490.

[32] К, 54: 1.

[33] Биазар Ширази. Прошлое и будущее мира. С. 183.

[34]  Относительно айатов «…клянусь морем переполненным» (К, 52: 6), «…когда моря выйдут из берегов» (К, 81: 6), «…когда сольются воедино моря» (К, 82: 3) ‘Абд ар-Раззак Науфал говорит, что данное событие происходит в результате отделения кислорода от водорода. Затем, упоминая 35-й айат суры «Ар-Рахман» («Милостивый»), а также 9-10-й и 15-16-й суры «Ал-Маʻаридж» («Ступени»), отмечает, что данное событие происходит под воздействием гелия, из-за которого огонь охватывает всё небо, после чего взрывы и распады приводят к разрушению единства всех творений (См.: Науфал. Коран и наука о хадисах.   С. 163-167).

[35] К, 44: 10.

[36] Сулайман. Коран и наука. С. 68-71.

[37] Мухаммад ‘Али. Научные чудеса в Священном Коране. С. 35.

[38] К, 54: 1.

[39] К, 75: 9.

[40] Более подробно о разделении Луны и научном объяснении этого явления см.: Макарим Ширази.  Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 23. С. 12-19.

[41] К, 44: 10.

[42] См.: Макарим Ширази. Послание Корана. Т. 6. С. 25-37; Фахр Рази. Великий комментарий «Ключи от сокровенного мира». Т. 27. С. 242.

[43] К, 82: 3; 81: 6.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...