Айаты о гравитационной силе – научное чудо Корана

Опубликовано в Разные статьи

Сила гравитации, или закон всемирного тяготения, означает, что все тела, как большие, так и малые, взаимодействуют, притягивая друг друга.

Некоторые учёные и экзегеты убеждены, что несколько айатов Корана указывают именно на гравитационную силу:

«Вознёс Аллах небеса на опоры вам невидимые» (К, 13:2).

«Создал Он небеса без [каких-либо] опор, которые могли бы видеть вы» (К, 31:10).

«Разве не превратили Мы землю в обитель?» (К, 77:25).

«Воистину, удерживает Бог небеса и землю, чтобы не удалились они совсем [с путей своих]. А если сойдут они [с путей своих], то никто другой, помимо Бога, уже не удержит их» (К, 35:41).

Моменты трактовки

1. Упомянутые айаты относятся к категории айатов, в которых говорится о знамениях[1] и благах Господа. Чтобы люди уверовали в Божьи промыслы и чтобы они узрели, что никто, кроме Бога, не может иметь подобные творения [2].

А когда эти айаты будут доведены до людей, то горе тому, кто даже после этого осмелится опровергать их [3].

2. В первом айате слово ‘амад («опора»), множественным числом которого является слово ‘амуд («опоры»), означает «столб» или «колонна».

А относительно слова тараунаха («невидимые») в комментариях говорится, что, во-первых, оно является прилагательным для ‘амад (т. е. для «опоры»): «…установили мы небеса без всяких опор, которых можно было бы видеть», то есть здесь обуславливается наличие невидимых опор для небес.

Во-вторых, словосочетание «без [каких-либо]» подчинено фразе «видеть» (невидимые опоры). То есть: «Как видим, небо стоит без всяких столбов». Конечно, многие признавали именно второе значение слова тараунаха[4]

Краткая история

Некоторые авторы убеждены, что после научных указаний Корана и преданий членов Семейства (ʻа) Абу Райхан Бируни (973–1048) был первым, кто догадался о наличии гравитационной силы[5].  Но общепринятым является то, что закон всемирного тяготения впервые был сформулирован Ньютоном[6] (в XVII в.)[7]. Падение яблока и интеллектуальное озарение Ньютона является известным рассказом[8]. Ньютон на основе всеобщих законов, объясняет движение звёзд таким образом:

а) на основе закона всемирного тяготения все тела притягивают друг друга; и сила тяготения зависит от двух факторов: от массы тел и расстояния междуними, то есть прямо пропорциональна массе. Иными словами, чем больше массы у тела, тем больше у него сила тяготения[9].

Но, чем больше расстояние между двумя телами, тем меньше и влияние силы тяготения. При этом по мере удаления вещей друг от друга сила тяготения уменьшается на величину, равную квадрату расстояния между этими телами. Например, если данное расстояние увеличится в два раза, то сила тяготения уменьшается в четыре раза.

б) согласно центробежному закону, во всяком теле, если оно движется вокруг какого-либо центра, образуется центробежная сила, под воздействием которой тело стремится в обратную сторону от центра. Примером может служить камень, которого прикрепляют к концу верёвки и вращают.

Движение Земли, других планет и небесных тел по своей орбите и вокруг друг друга является результатом сбалансированного единства силы тяготения и центробежной силы, благодаря которым небесные тела держатся на своих орбитах, избегая падения, столкновения и соприкосновения[10].

Научные тайны айатов

Многие учёные и экзегеты высказали относительно соответствия вышеупомянутых айатов новым достижениям астрономии свои воззрения. Часть из этих высказываний здесь нами будет рассмотрена. 

а) научные тайны первого и второго айатов («опоры невидимые»)

1. Макарим Ширази в обоих случаях указывает на научный аспект айата, считая его одним из чудес Священного Корана. И после изложения двух трактовок данного айата, и после признания превосходства трактовки, в которой слово тараунаха («невидимые») считается прилагательным для слова ‘амад («опора»), пишет:

«Связывание слова ‘амад (“опора”) со словом тараунаха (“невидимые”) является свидетельством того, что небо не обладает видимыми опорными столбами или, точнее, оно обладает опорными столбами, но они невидимые… Эта весьма изысканная трактовка закона тяготения и отталкивания (тяготения и центробежной силы), который подобно очень прочной, но невидимой опоры держит небесные сферы на своих местах».

Затем он ссылается на хадис, переданный от Имама Риды[11] (ʻа), в котором сообщается, что Хусейн б. Халид рассказывал: «Я спросил у Имама Риды: “Что означают слова Господа, Который сказал:" Клянусь я небом и тропами звёздными на нём? (К, 51:7)"”. Имам ответил: “Небо обладает путями, ведущими на землю”. Я спросил: “Каким образом небо имеет пути сообщения с землёй, тогда как Господь говорит, что небеса не обладают опорами?”. Имам ответил:  “Хвала Аллаху! Разве Бог не говорит, что "вам невидимые опоры?"”. Тогда я сказал: “Да. Бог говорил об этом. Следовательно, опоры существуют, но они невидимые”»[12].

2. Хусейн Нури, размышляя над 2-м айатом суры «Ар-Ра’д» («Гром»), обращает внимание именно на этот момент, и при трактовке айата ссылается на упомянутый хадис от Имама Риды (ʻа). После этого он указывает на изысканный аспект трактовки слова ‘амад («опора»),  пишет:

«Необходимо, чтобы между “опорой”, которая держит от падения, и телом, которое на неё опирается, существовало полное соответствие. То есть, чем тяжелее тело, тем “опора” должна быть сильнее и прочнее. Поэтому сила тяготения и другие законы движения, относящиеся к этим телам, рассчитаны в четком порядке и с применением четких формул, чтобы каждое тело могло двигаться по своей определённой орбите в течение миллиардов лет. С учётом этого аспекта выясняется чудесность и изысканность коранических выражений, которые являются путеводителем человечества для достижения счастья»[13].

Напоминание

Автор утверждает, что под словом ‘амад («опора»), подразумевается не только сила тяготения, но ещё и необходимость наличия качественного и количественного соответствия и пропорции между «опорой» и двух её сторон (силы тяготения и центробежной силы).

3. Некоторые современные авторы также ссылались на эти два айата и трактовали выражение «невидимая опора» как силу тяготения, смысл которой Коран разъяснил за много столетий до Ньютона. Кроме того, эти авторы ссылались также на упомянутые предания от Имама Риды (ʻа)[14].

4. Мисбах Йазди после изложения двух трактовок данного айата[15] пишет: «Во всяком случае, обе эти трактовки понятны; и никаких преград на пути их приемлемости не существует»[16].

5. Некоторые другие современные авторы и мыслители также ссылаются на эти два обсуждаемых айатов относительно силы тяготения. К ним относятся Мухаммад Хассан Хиту[17] и Ма’рифат, которые приводят подробные рассуждения по силе тяготения и вышеупомянутым айатам[18], и Латиф Рашиди[19]

б) научная тайна третьего айата («обитель»)

1. Мисбах Йазди относительно этого айата говорит: «Кифат (“обитель”) — это место, на котором соберут вещи. А на основе этого слова лежат понятия кабд (“взять”) и дамм (“добавить”). Отсюда можно заключить, что Земля притягивает вещи, то есть берёт их. И не исключено, что здесь содержится указание на силу тяготения Земли; и, если бы ни эта сила притяжения, то с учётом огромной скорости движения Земли все вещи с её поверхности рассыпались бы по пространству». Затем автор указывает на то, что слово кифат здесь означает ещё и «скорость»; но второе значение он считает маловероятным[20].

2. Другой мыслитель извлекает из словарного значения слова кифат несколько аспектов. Вращательное и поступательное движение Земли и скорость её полета по пространству, наличие расплавленных веществ в чреве Земли, поверхностные и глубинные изменения земного шара, сила притяжения Земли: всё это он считает компонентами словарного значения слова кифат, ибо это место сбора вещей, место для взятия и добавления[21].

3. Некоторые другие авторы и один из современных экзегетов также пришли к выводу, что в этом айате указывается именно на силу тяготения[22].

в) научные тайны четвёртого айата («удерживает Бог небеса и землю, чтобы не удалились они совсем»)

1. Хусейн Нури относительно силы тяготения высказал весьма пространные суждения. Сославшись на вышеупомянутый айат, он объяснил слово тазула («удалились») как «отклонение» (инхираф)[23]

2. Некоторые современные авторы, рассматривая этот айат, пишут: «Разве подобное удержание является чем-либо иным, как не всемирной силой тяготения, которую Господь установил между небесными сферами, чтобы они не отклонились от своих орбит?»[24].

3. Часть из экзегетов относительно упомянутого айата предлагают две трактовки:

Согласно первой трактовке, в айате содержится упоминание о необходимости защиты порядка мира бытия, что доказана по результатам философских суждений; то есть все вещи в мире для своего сохранения, так же как и для своего возникновения, нуждаются в образующем источнике (мабда’).

А на основе второй трактовки, поясняется, что айат указывает на то, что движения небесных сфер по своим орбитам в течение миллионов лет является результатом силы притяжения или центробежной силы[25].

Анализ

Говоря о соответствии закона всемирного тяготения обсуждаемым айатам, необходимо отметить несколько моментов:

1. При трактовке первого и второго айатов («опоры вам невидимые») с учётом наличия всемирного тяготения, следует поразмышлять над двумя аспектами:

1) слово ʻамад дано во множественном числе и означает «опоры» (или «колонны»). Следовательно, хотя и можно его трактовать как силу тяготения, тем не менее, не исключено, что под «опорами» имеются в виду ещё несколько различных сил, одной из которых является сила тяготения. И очень даже возможно, что появятся другие учёные, которые будут открывать эти силы. Следовательно, трактовать слово «опоры» исключительно как силу тяготения кажется не вполне достоверным.

2) слово самават («небеса») в Коране встречается в различных значениях (таких, как, например, верхняя сторона, атмосфера Земли, небесные сферы, духовные небеса, звезды и планеты и т. д.), и здесь при трактовке слова «небеса» как силы тяготения, было бы более достоверным представить небеса в качестве «небесных сфер».

2. С учётом способа изложения 10-о айата суры «Лукман» («Воистину, удерживает Бог небеса и землю, чтобы не удалились они совсем [с путей своих]» (К, 35: 41)), также следует поразмыслить над тремя моментами:

1) здесь также мы должны представить небеса в виде небесных сфер.

2) мы должны представить, что удерживание Богом небес и земли осуществляется посредством силы тяготения. Да, возможно, что Господь удерживает небеса и землю от уклонения от заданных им орбит  посредством множества сил, и сила тяготения представляет собой не все эти силы, а одну из них. Следовательно, признание силы тяготения в качестве единственной трактовки упомянутого айата представляется недостоверным.

3) у данного айата (как это было отмечено) есть две трактовки, и на основе одной из них, смысл айата совпадает с утверждением о силе тяготения.

3. В третьем айате слово кифат («обитель») с точки зрения лексикологии означает «совокупность» и «скорость»[26]. Некоторые авторы интерпретируют данное слово в смысле «люди (живые и мёртвые) на земле», а некоторые другие подразумевают под ним «движение земли», подобно тому, как часть авторов объясняют данное слово как «тяготение».

Следовательно, объяснение слова кифат в качестве силы тяготения Земли является одним из возможных предположений, которое нельзя принять за окончательную трактовку[27].

Вывод

Вероятность того, что первый и второй айаты свидетельствуют о силе тяготения, очень высока. Но смысл вышеупомянутых айатов не ограничивается лишь констатацией наличия силы тяготения. Это не единственное значение слова ‘амад («опоры»). Во всяком случае, это считается одним из научных указаний Корана на силу тяготения и демонстрирует величие Священного Корана в вопросах изложения научных тайн, а также вполне может считаться научным чудом этой Книги. 

Мухаммад Али Ризаи Исфахани

Из книги «Чудеса и удивительные аспекты Корана»

Библиография

Ар-Рагиб ал-Исфахани, Абу-л-Касим ал-Хусейн ибн Мухаммад. Ал-муфрадат фи гариб ал-Кур’ан [Отдельные пояснения к редкостям Корана]. В 10 т. Тегеран: Ал-Мактаба(т) ал-исламийа, 1975.

Бухрани. Тафсир «Бурхан» [Аргументы при комментировании Корана]. [б.м.б б.г.].

Макарим Ширази, Насир. Тафсир «Немуне» [Образцовые комментарии]: в 27 т. 26-е изд. Тегеран: Дар ал-китаб ал-исламийа, 1994.

Маʻрифат, Мухаммад Хади. Ат-тамхид фи ‘улум ал-Кур’ан [Предпосылки к кораническим наукам]. В 6 т. Кум: му’ассаса(т) ан-нашр ал-исламий, 1997.

Мисбах Йазди, Мухаммад Таки. Ма‘ариф-е Кур’ан [Кораническое просвещение]. Кум: Рах-е хакк, 1988.

Наджафи, Гударз. Маталеб-е шегифтангиз-е Кур’ан [Изумительные аспекты Корана]. Тегеран: Субхан, 1998.

Нийазманд Ширази, Йадаллах. И‘джаз-е Кур’ан аз-назар-е ‘илм-е имруз [Чудеса Корана с точки зрения современной науки]. 4-е изд. Тегеран: Михан, 1956.

Нури, Хусейн. Данеш-е аср-е фаза [Знание эпохи Космоса]. Кум: Муртаза, 1991.

Рашиди, Латиф. Негареш бе ‘улум-е таби‘и дар Кур’ан [Взгляд на естественные науки в Коране]. Тегеран: Субхан, 1998.

Хиту, Мухаммад Хасан. Ал-му‘джизат ал-Кур’анийа [Коранические чудеса]. Бейрут: Му’ассаса ар-рисалат, 1989.

 


[1] К, 13: 2.

[2] К, 31: 10.

[3] К, 35: 41.

[4] См.: Мисбах Йазди. Кораническое просвещение. С. 249.

[5] Наджафи. Изумительные аспекты Корана. С. 41.

[6] Исаак Ньютон (1643-1727) — прославленный английский астроном и математик, изложил закон всемирного тяготения, три закона механики, является основоположником метода исчисления бесконечно малых величин и теории цвета. Самым важным его произведением является монография «Математические начала натуральной философии».  

[7] Некоторые авторы убеждены, что Ньютон был не первым, кто изложил закон всемирного тяготения, так как этому вопросу до него уделяли внимание Коперник и Кеплер. Но Ньютон является первым, кто разработал для этого закона соответствующие формулы и математические расчёты. См.: Руссо П. История наук. С. 264; также см.: Нури. Знание эпохи Космоса. С. 44.

[8] В некоторых книгах, таких как «Джаханхайе дур» [«Дальние миры»] (С. 42, 201), «Джахане сетараган» [«Мир звёзд»] (С. 150), «Кахраманане тамаддон» [«Герои цивилизации»] (С. 182) рассказывается о падении яблока. И даже отмечается, что, хотя это дерево было уничтожено в 1814 г., тем не менее его прививка в саду  Ньютона в Кембриджском колледже всё ещё сохранилась. Но в книге Пьера Руссо «История наук» данный рассказ подвергается сомнению.

[9] Например, масса Солнца в 330 тыс. раз больше массы Земли, и поэтому сила тяготения Солнца также в 330 тысяч раз больше силы тяготения Земли. И именно поэтому Земля находится под влиянием силы тяготения Солнца. И так как масса Земли в 81 раз больше массы Луны, то Луна находится под влиянием тяготения земли и кружится вокруг неё. 

[10] См.: Нури. Знание эпохи Космоса. С. 44-48.  

[11] Имам Рида, ‘Али ибн Муса Казим ибн Джаʻфар Садик (770-813) — восьмой имам, ʻаббасидский халиф Маʼмун назначил его наместником Хорасана и своим преемником. Умер в Хорасане, его гробница — Машхад ар-Риза ― стала местом паломничества, вокруг неё образовался крупный город (нынешний город Машхад в Иране).

[12] См.: Бухрани. Аргументы при комментировании Корана (Тафсир «Бурхан»). Т. 2. С. 378.

[13] Нури. Знание эпохи Космоса. С. 55, 56.

[14] См.: Наджафи. Изумительные аспекты Корана. С. 41- 46.   

[15] Об этом нами были даны соответствующие разъяснения в сносках, относящиеся к параграфу «Моменты трактовок».

[16] Мисбах Йазди. Кораническое просвещение. С. 247-248.

[17] См.: Хиту. Коранические чудеса. С. 180.

[18] См.: Маʻрифат. Предпосылки к кораническим наукам. Т. 6. С. 122-127.

[19] Рашиди. Взгляд на естественные науки в Коране. С. 50.

[20] К, 77: 25.

[21] См.: Нийазманд Ширази. Чудеса Корана с точки зрения современной науки. 88-99.

[22] Садики. Различение при трактовке Корана. Т. 29. С. 341; Наджафи. Изумительные аспекты Корана. С. 43.

[23] См.: Нури. Знание эпохи Космоса. С. 55.

[24] Наджафи. Изумительные аспекты Корана. С. 43.

[25] См.: Макарим Ширази. Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 18. С. 287.

[26]См.: Ар-Рагиб ал-Исфахани. Отдельные пояснения к редкостям Корана. Статья «Стремительный полёт».

[27] Такие великие экзегеты, как Табатабаи и Макарим Ширази, не обратили внимание на подобную вероятность, то есть не трактовали данный айат как указывающий на силу тяготения. Они объясняли данный айат как «собрание людей (живых и мёртвых) на земле». См.: Табатабаи. Весы [справедливости] в толковании Корана (Тафсир «Ал-Мизан»). Т. 20. С. 168; Макарим Ширази. Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 25. С. 411-412.      

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...