Сура «Йусуф» ниспослана после суры «Худ» в Мекке в десятом году пророчества. В истории ислама десятый год называется годом скорби и печали, потому что в этом году Посланник Аллаха за короткий промежуток времени потерял двух своих покровителей – Хадиджу и Абу Талиба. В этой суре Всевышний повествует Своему Посланнику о жизненных тяготах и испытаниях Йусуфа (ненависть братьев, скитание, злоба супруги царедворца египетского, тяготы темницы и т.п.). Одна из целей суры — успокоить Пророка и малочисленную общину мусульман напоминанием о том, как Всевышний спас Йусуфа от покушения братьев, и после долгих невзгод и испытаний, привел его к власти[1]. Другим известным названием этой суры является «Ахсан ал-кисас» («Наилучшее повествование»).
Сура «Йусуф» начинается напоминанием о том, что Коран ниспослан в качестве книги для разумения. После чего, в ста айатах рассказывается история Йусуфа в качестве наглядного примера искренности в вере, и достижения почета и уважения путем повиновения и служения Аллаху. Эта история начинается тем, что Йусуф пересказывает свое сновидение отцу. Во сне он видит, что одиннадцать звезд, луна и солнце поклонились ему. Этот сон истолковывается как смирение всех одиннадцати его братьев, отца и матери перед ним. Сура «Йусуф» заканчивается напоминанием о верности руководства Аллаха, истинности историй Корана и его поучительных уроков.
Сура «Йусуф» является третьей из пятерки «Алиф, Лам, Ра» (наряду с сурами «Йунус», «Худ», «Ибрахим» и «Хиджр»). Тематической основой в этой серии является «поддержка Посланника Аллаха и изложение особенностей благородного Корана». В каждой из этих сур подробно рассматривается та или иная сторона данного вопроса (1-3, 102, 108, 110).
Основные тезисы суры [2]
1. Первая часть истории: от пересказа сна до спасения из колодца (1 - 20).
2. Вторая часть истории: прибытие в Египет и предпочтение темницы вероломству (21 - 34).
3. Третья часть истории; 7 лет в темнице и призыв к единобожию (35 - 52).
4. Четвертая часть истории; оправдание Йусуфа и назначение его на должность казначея (53 - 79).
5. Пятая часть истории; конец истории, истолкование давнего сна Йусуфа (80 - 101).
6. Призыв к единобожию, размышление над наследием предшественников (102 - 111).