Происхождение жизни на Земле через призму Корана и современной науки

Опубликовано в Разные статьи

Вопорос о жизни и её зарождении на Земле постоянно находился в центре внимания человечества. По этому вопросу высказались учёные и знатоки различных наук. Встречаются также указания на эту тему в некоторых айатах Священного Корана. С учётом соответствия информации Корана по этому вопросу научным теориям они признаны в качестве научных чудес Корана. Здесь мы приступим к рассмотрению этих айатов и взглядов экзегетов на их содержание.

Трактовка Корана и научная тайна

1. Макарим Ширази при комментировании 30-го айата суры «Ал-Анбийаʼ» («Пророки»)[1] и 45-го айата  из суры «Ан-Нур» («Свет»)[2] выдвигает три предположения:

а) под словом «вода» (маʼ) подразумевается сперма[3]. Указания на этот вариант толкования встречаются также и в преданиях.

б) имеется в виду зарождение первых живых организмов. Согласно некоторым исламским преданиям, первым сотворённым Богом существом была вода, а люди были сотворены позже. Кроме того, на основе современных научных предположений первые ростки жизни появились именно в воде.

в) подразумевается то, что ныне вода является основным компонентом любого живого организма, составляя значительную часть его структуры. Без воды никакое живое существо не способно продолжить свою жизнедеятельность[4].

Относительно 30-о айата  суры «Ал-Анбийаʼ» («Пророки») при комментировании 7-о айата суры «Худ» («Он ― Тот, кто создал, пока Его трон покоился на воде»)[5] автор выдвигает ещё одно предположение: под словом трон (‘арш) имеется в виду «свод» или «вещь, обладающая сводом». Кроме того, высокие троны, какими обладали прежние правители, также назывались троном. Данное слово употреблялось в смысле силы и власти.

Слово маʼ в прямом смысле означает «вода», но иногда под этим словом понимается всякое жидкое вещество. Следовательно, автор приходит к такому выводу, что в начале процесса творения мир бытия фигурировал в виде жидкого вещества (или в виде максимально сжиженных газов). Поэтому мир бытия и основание трона Божьей власти покоились на этом огромном жидком веществе. Это то вещество, о котором напоминается также и в 30-м айате суры «Ал-Анбийаʼ» («И сотворили всё живое из воды»)[6]

2. Табатабаи при разъяснении 7-о айата суры «Худ» пишет:

«Все живые существа, которых мы видим, созданы из воды. Так, вода — это вещество жизни. А расположение Трона (‘Арш) над водой — это намёк на то, что господство (власть и сила) Всевышнего Бога вначале было основано именно на воде, которая является веществом жизни. Трон — это олицетворение Его силы и могущества, а расположение трона на каком-либо месте означает установление на том месте Божьего господства»[7].

3. Маʻрифат, указывая на некоторые предания относительно сотворения всех вещей из воды, пишет, что по свидетельству явных указаний шариата, вода была первой вещью, сотворённой из телесного начала. Затем он со ссылкой на 7-й айат суры «Худ» («Он — Тот, кто создал, пока Его трон покоился на воде») утверждает, что вода существовала ещё до того, как зарождались небеса и Земля. Ибо слово «трон» (‘арш) — это намёк на замысел, что является воплощением Божьего знания о целесообразности бытия в абсолютной форме.

Затем он на основе нескольких других айатов[8] отмечает, что в Священном Коране указывается на то, что жизнь произошла из воды.

Маʻрифат, упоминая несколько слов со ссылкой на Фахра Рази (например, слов нутфа — «семя» и маʼ  — «вода»),  говорит, что исследователи-знатоки тафсира (экзегетики Корана) убеждены, что в этих айатах имеется в виду именно вода, которая составляет жизненную основу тех творений, от которых вначале зарождались одноклеточные организмы. Но относительно способов зарождения живых организмов в морских водах пока наука точного ответа не дала[9]

Этот автор относительно 30-го айата суры «Ал-Анбийаʼ» («И сотворили всё живое из воды») пишет:

«Имеется в виду то, что вода является важным компонентом бытия живых существ. Как сказано в айате: “Аллах сотворил все живые существа из воды” (К, 24: 45), и, как явствует из современных научных выводов, вода тесно связана с жизнью. А данное утверждение — суть, вечное чудо Корана»[10]

4. Один из современных авторов со ссылкой на 45-й айат суры «Ан-Нур» («Свет») и 30-й  суры «Ал-Анбийаʼ» («Пророки») пишет:

«Наука утверждает, что основой и источником зарождения всех живых существ была вода. А это как раз то утверждение, которое за много веков до этих учёных было высказано в нескольких айатах Священного Корана. И это  очередное чудо научных айатов Корана, которые проникают до глубин души немусульманских народов».

Указывая на факт принятия ислама некоторыми учёными-биологами под впечатлением  чтения айатов Корана[11], Маʻрифат приводит их слова относительно начального этапа сотворения.

5. Доктор Пакнежад, рассматривая 30-й айат суры «Ал-Анбийаʼ», пишет:

«Если в море образуются молекулы аминокислоты или белка, то тем самим завершается одно химическое действие. Но так как два сухих вещества не могут влиять друг на друга, то в большинстве случаев необходимо наличие воды. Другими словами, где существует жизнь, там и происходят химические реакции. Наличие воды здесь необходимо в связи с тем, что наличие самой жизни зависит от существования воды... Вода — неотъемлемый компонент живого существа, она состоит из двух элементов — водорода и кислорода».

В связи с возникновением первого кирпичика в строении живого существа (молекулы аминокислот) Пакнежад пишет:

«На первых этапах сотворения Земли наблюдались ожесточённые грозы и сильные дожди, моря были полноводными, и постепенно происходило соединение производных молекул. Данное соединение происходило не под воздействием силы тяготения, а в результате притяжения электрических зарядов и химических соединений»[12].

«Происходила конденсация атомов, после чего образовались новые молекулы, которыми наполнились моря. Молекулы, сталкиваясь и прилипая друг к другу, образовали частицы белка. Моря наполнились частицами белковых соединений, и постепенно степень густоты этих частиц чрезмерно увеличивалась, что привело к вымиранию многих из белковых органических частиц. А из останков некоторых из них образовалось некое зеленоватое вещество (хлорофилл), которому солнечные лучи предавали силу. Это были первые примитивные растения. Некоторые найденные окаменелости этих веществ свидетельствуют о трёх миллиардах лет их давности.

Первые растения, то есть частицы хлорофилла стали пищей для более крупных белковых органических существ. Эти образования, питавшиеся растениями, были первыми двигающимися живыми существами (даббат) на Земле»[13].

6. Доктор Биазар Ширази, рассматривая 99-й айат суры «Ал-Ан‘ам» («Скот»): «Он — тот, кто ниспослал с неба дождь; благодаря дождю Мы взращиваем [на земле] всякие растения» (К, 6: 99) и подразумевая, что история земли развивалась в течение миллиардов лет, а также учитывая жаркий климат того периода и многоводие, пишет:

«В этих условиях темноты и влажности могли жить только те живые существа, которые относились к особой категории микроскопических организмов.

Первичные микроскопические живые существа постепенно образуют хлорофилл, чтобы тем самым, разлагая ангидрид, карбонат воздуха, создать необходимое средство для своего роста... Этот новый процесс завершается возникновением растений...».

 Затем он описывает четыре периода эволюции растений[14].

После этого автор упоминает о 45-м айате суры «Ан-Нур» («Свет»): «Аллах сотворил всех животных из воды» и говорит:

«Как замечаете, в данном айате вода представлена как источник жизни и колыбель бытия всех животных. В биологических науках также вода признана основой жизни. Исследования в области живых организмов свидетельствуют о том, что вода и углерод составляют приблизительно 98 процентов структуры живого организма. А на основе геологических исследований выясняется, что до возникновения воды жизнь на поверхности земли вовсе не существовала, а после возникновения воды и появления морей и океанов постепенно образовалась подходящая среда для жизни и её разнообразия, стали формироваться первые живые организмы: сперва в море, а затем на суше»[15].

7. Доктор Морис Бюкай, рассматривая 30-й айат суры «Ал-Анбийаʼ» («Пророки») и 45-й айат суры «Ан-Нур» («Свет»), пишет:

«Данное высказывание может означать, что каждая вещь создана из воды (как основного материала). То есть подлинной основой каждого живого вещества является вода. Оба эти возможные значения полностью соответствуют научным данным. Однозначно: источником жизни является именно вода, которая выступает в качестве главного компонента каждой живой клетки».

Морис Бюкай указывает на два значения слова ма— вода и жидкость. После чего, упоминая о третьей составляющей в названных айатах — «всякое живое существо», пишет, что все три трактовки соответствуют современным научным выводам, и никаких мифов об источнике жизни, широко распространённых во времена ниспослания Корана, в тексте этой книги не встречается[16].

8. Сайид Кутб после рассмотрения 30-го айата суры «Ал-Анбийаʼ» («Пророки») и 45-го айата суры «Ан-Нур» («Свет») в качестве вывода говорит о двух моментах:

а) вода являлась местом зарождения жизни (возникшей в морях), от которой происходили все другие виды живых организмов;

б) основным компонентом в структуре живых организмов является именно вода[17].

9. Некоторые современные исследовали также указывают на то, что смысл 30-го айата суры «Ал-Анбийаʼ» и 45-го айата суры «Ан-Нур» сводится к наличию воды в структуре организма человека. Они утверждают, что 70 % массы человека составляет вода, и она является основным компонентом образования крови и других составляющих человеческого тела. Следовательно, можно сказать, что все живые существа живы благодаря воде.  

Анализ и подведение итогов

1. Из совокупности рассмотренных айатов выявляется, что, с точки зрения Корана, источником возникновения живых организмов является маʼ («вода»). Относительно маʼ выдвигаются четыре предположения:

а) под этим словом подразумевается сперма. Данная интерпретация соответствует 45-у айату суры «Ан-Нур» («Свет»): «Аллах сотворил всех животных из воды», ибо с учётом продолжения этого айата: «Среди них есть такие, которые ползают на брюхе, такие, которые ходят на двух ногах, и такие, которые ходят на четырёх». Речь идёт о  таких живых существах как пресмыкающиеся, животные с иным строением тела и людей, продолжение рода которых происходит посредством спермы.

Недостатком данной трактовки является то, что не все живые существа обеспечивают продолжение своего рода с использованием спермы. А в айате «Сотворили всё живое из воды» (К, 21: 30) в общем плане подразумеваются все живые существа[18].

б) имеется в виду то, что основной материальный компонент всех живых существ состоит именно из воды.

Данная трактовка соответствует смыслу 30-го айата суры «Ал-Анбийаʼ» («Пророки»), но со смыслом 45-го айата суры «Ан-Нур» («Свет»)  не совпадает. Ибо в последнем говорится об источнике творения, а не о материальном компоненте и жизненном факторе воодушевлённых существ.

в) подразумевается жидкость, подобная воде, из которой состоят все творения в мире.

Эта трактовка согласуется с лексическим значением слова маʼ, ровно как и со смыслом упомянутых айатов, но, как было изложено, идентификация этого значения со спермой  вытекает только из смысла 45-го айата суры «Ан-Нур».

Напоминание

Как было отмечено некоторыми экзегетами, объединение всех этих трактовок в рамках разъяснения одного айата не является ошибочным.

  

2. Принимая во внимание различные трактовки обсуждаемых айатов и выбрав одну из них в качестве единственно достоверного их толкования, тем самым нельзя будет опровергнуть остальные.  Но каждый из четырёх смыслов, подразумеваемых в айатах, представляет собой своего рода научное изложение тайн, которое было осуществлено Священным Кораном четырнадцать веков тому назад. Эти научные указания свидетельствуют о величии этой Божественной Книги. Однако некоторые греческие философы (такие, например, как Фалес) ещё за много веков до ниспослания Корана утверждали, что вода является основой бытия, поэтому данное высказывание Корана не может считаться доказательством его научного чуда. 

3. Утверждение доктора Биазара Ширази о соответствии смысла 99-го айата суры «Ал-Ан‘ам» («Скот») научному выводу о возникновении растений (от водорослей до современной флоры) кажется верным. Ибо в данном айате говорится о ниспослании дождей и влиянии этого явления на произрастание всяких растений и деревьев: «Он — тот, кто ниспослал с неба дождь. Благодаря дождю Мы взращиваем [на земле] всякие растения» (К, 6:99). Вместе с тем, в айате нет никакого указания на начальный момент сотворения (возникновение первичных растений из воды)[19].

Мухаммад Али Ризаи Исфахани

Из книги «Чудеса и удивительные аспекты Корана»

Библиография

Биазар Ширази. Гозаште ва айандейе джахан [Прошлое и будущее мира]. 2-е изд. Кум: Издательство Табатабаи, 1970.

Бюкай, Морис. Мукайисей-е мийан-е Таурат, Инджил, Кур’ан ва ‘илм [Сравнение между Торой, Евангелием, Кораном и наукой] / Пер. на фарси Мухаммада Амина Ахмади. Тегеран: книжное издательство «Хамрах», 1986.

Кутб, Сайид. Фи залал ал-Кур’ан [Под защитой Корана]: В 8 т. 5-е изд. Бейрут: Дар ал-ихйа’ фи ‘улум ал-Кур’ан, 1988.

Макарим Ширази, Насир. Тафсир «Немуне» [Образцовые комментарии]: в 27 т. 26-е изд. Тегеран: Дар ал-китаб ал-исламийа, 1994.

Маʻрифат, Мухаммад Хади. Ат-тамхид фи ‘улум ал-Кур’ан [Предпосылки к кораническим наукам]. В 6 т. Кум: му’ассаса(т) ан-нашр ал-исламий, 1997.

Табатабаи, Мухаммад Хусейн. Ал-мизан фи тафсир ал-Кур’ан [Весы [справедливости] в толковании Корана]: В 20 т. 2-е изд. Тегеран: Дар ал-китаб ал-исламийа, 1973.

Хакики, М. Форуг-е данеш-е джадид дар Кур’ан  ва хадис [Сияние новых знаний в Коране и хадисах]: В 2 т. Т. 1. Шираз: Навид, [б.г.].

 


[1] «И сотворили всё живое из воды» (К, 21: 30).

[2] «Аллах сотворил все живые существа из воды» (К, 24: 45).

[3] Недостаток данного комментария заключается в том, что не все живые существа (дабба) возникают из спермы. Одноклеточные организмы и некоторые другие виды живых существ зарождаются путём разделения клеток, а не от спермы. Исключением может быть случай, когда в упомянутом айате подразумевается выборочный подход к живым существам.  

[4] В сокр. см.: Макарим Ширази.  Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 13. С. 396; Т. 14. С. 508-509.

[5] К, 11: 7.

[6] См.: Макарим Ширази.  Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 9. С. 25-26.

[7] Табатабаи. Весы [справедливости] в толковании Корана (Тафсир «Ал-Мизан»). Т. 10. С. 155.

[8] К, 21: 30; 24: 45; 25: 54.

[9] Маʻрифат. Предпосылки к кораническим наукам. Т. 6. С. 31-33.

[10] Цит. в сокр. См.:  Маʻрифат. Предпосылки к кораническим наукам. Т. 6. С. 34.

[11] Хакики М. Сияние новых знаний в Коране и хадисах. Т. 1. С. 104.

[12] Автор приводит пример, что в 1945 г. во многих лабораториях посредством электростмуляторов успешно завершились эксперименты по получению аминокислот из воды .

[13] Обращаясь к айату «Аллах сотворил все живые существа из воды», Пакнежад пишет: «Возникновение первых двигающихся живых существ в морях — твёрдо установленный факт. Ибо живые существа, нуждающиеся в энергии, на начальном этапе сотворения получали её посредством ферментации, а затем окисления. С появлением кислорода, а позднее в результате возникновения азота, который притягивал ультрафиолетовые лучи, существа постепенно могли выйти из моря и жить на суше. Данный процесс творения наблюдается в океанах и поныне, и постоянно жизнь в различных уголках океана находится в состоянии созидания, совершенствования и эволюции» (Пакнежад. Первый университет и последний пророк. Т. 1. С. 135-144). 

[14] Четыре периода эволюции растений:

1. Первыми растениями были водоросли, которые возникли в океанах, после чего из почвы произрастали первые растения — мхи. За ними последовали папоротники, хвощи, плауны и голосеменные.

2. Папоротников становится всё больше, и вступают на жизненную арену цветковые растения, такие как ива, тополь, смоковница, магнолия. В конце периода — дуб и другие растения.

3. Становится всё больше разнообразных растений.

4. Растения приобретают нынешний вид.

Подробно см.: Биазар Ширази. Прошлое и будущее мира. С. 36-38.

[15] Цит. в сокр. см.: Там же. С. 39-42.

[16] См.: Бюкай М. Сравнение между Торой, Евангелием, Кораном и наукой. С. 25-251.

[17] См.: Кутб. Под защитой Корана. Т. 6. С. 111: а также см.: Маʻрифат. Предпосылки к кораническим наукам. Т. 6. С. 34-35.

[18] Конечно, есть специальные айаты, в которых говорится о сотворении человека из движущейся воды, но они будут рассмотрены нами далее.

[19] Свидетельством в пользу данного положения служит то, что, как утверждает автор, сотворение первых водорослей и других растений начиналось в морях. Однако в данном айате говорится о ниспослании воды с небес (См.: Макарим Ширази. Образцовые комментарии. Т. 5. С. 69; а для более подробной информации следует обратиться к различным комментариям Корана, особенно, относящимся к 99-у айату  суры «Ал-Анʻам»

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...