Шарообразность Земли с точки зрения Священного Корана

Опубликовано в Разные статьи

Для доказательства шарообразности Земли с точки зрения Священного Корана мы ссылаемся на айаты, в которых имеются указания на словосочетания «восток и запады». Таковыми являются нижеследующие айаты:

«Нет и нет! Клянусь Господом востоков и западов! Воистину, Мы в состоянии…» (К, 70:40).

«Мы даровали в наследие тем, которые были до того в небрежении, края восточные и западные на земле» (К, 7:137).

«Господь небес и земли и того, что между ними, Господь всех восходов» (К, 37:5).

Примечание

В первом айате слова «востоки» и «запады» (машарик ва магариб) использованы в отвлеченном смысле, вне независимости от Земли, Солнца или других звёзд. А во втором айате подразумеваются западная и восточная стороны Земли. В третьем айате упомянут только восток, но опять-таки в отвлечённом смысле, независимо от Земли, Солнца или иной звезды.

Краткая история

  1. Если человек смотрит на землю поверхностным взглядом, то она кажется ему плоской и не шарообразной. С древнейших времён убеждение большинства людей относительно Земли основывалось  именно на этой кажущейся реалии. Но среди учёных в этом отношении сложились различные мнения, которые вкратце нами будут рассмотрены:Анаксимен считал, что Земля как свинцовая доска, плывёт по водному простору, который висит в воздухе; и, будучи плоской, она держится на поверхности воды. А если водный простор свернётся, то Земля утонет.
  2. Некоторые древние церковные мыслители считали, что Земля в вертикальном виде стоит на неизвестных опорах.
  3. Некоторые другие мыслители считали, что Земля имеет форму цилиндра, вершина которого направлена вверх, а основание ― вниз, и снизу этот цилиндр бесконечен.
  4. Анаксимандр думал, что земля имеет форму вращающейся колонны.
  5. Некоторые считали её объёмным шестигранником.
  6. Некоторые другие считали, что Земля обладает формой окружности (бубна).
  7. Часть мыслителей представляла Землю в форме барабана. А другая часть учёных думала, что она по своей форме напоминает половину бубна.
  8. Гераклит представлял её в форме корабля с пустым трюмом.
  9. Некоторые другие представляли её щитообразной.

10. По мнению некоторых греков, Земля по своей форме напоминает окружность, центром которой является Греция, а просторами ― берега Средиземного моря.

11. По мнению многих мыслителей Персии (Ирана) и Греции, Земля является полноценным шаром с одинаковой экваториальной и полярной средой. Данное мнение на Западе распространилось накануне открытия Америки (1492 г.), а некоторые авторы приписывают его всем исламским мыслителям периода раннего ислама.

12. Ньютон пришёл к такому выводу, что Земля по своей форме лишь похожа на шар, то есть её шарообразность не является реальной и однозначной, ибо со стороны южного и северного полюсов она сжата. То есть её экваториальный диаметр на две мили длиннее полярного диаметра. Сегодня это достаточно популярная теория, и подтверждается как эмпирическими, так и логическими доводами[1].

Запад и восток с научной точки зрения

Прежде чем приступить к рассмотрению взглядов учёных и экзегетов относительно понятий «восток» и «запад», считаем необходимым разъяснение конкретного научного вопроса.

С одной стороны, Земной шар обладает двумя магнитными полюсами, названные северным и южным.

А с другой стороны, так как Земле свойственны две формы движения – вращательное, вокруг собственной оси и круговое (или наступательное) вокруг Солнца, ― кажется, что Солнце каждое утро восходит с одной стороны и, медленно двигаясь над нашей головой, вечером заходит в другую сторону. Однако это результат обмана нашего зрения, фактически это Земля под влиянием свойственного ей вращательного движения вокруг собственной оси периодически одной половиной оказывается в теневой стороне, куда солнечные лучи не попадают. И среди людей сложилось так, что сторона восхода Солнца именуется востоком, а сторона его заката ― западом. Следовательно, эти две стороны (восхода и заката Солнца) терминологически принято называть соответственно «востоком» и «западом»[2]

С другой стороны, у каждого человека есть ощущение верхней и нижней стороны, которые определяются сравнительно с землёй и небом. То есть каждый человек естественным образом имеет отношение с шестью направлениями.

Другими словами, если человек стоит лицом в сторону северного полюса, то его лицевая сторона будет считаться севером, с затылочной стороны у него окажется юг, справа ― восток, а слева ― запад. А земной шар в любом случае имеет восходы и закаты, то есть в связи с тем, что Земля шарообразна, постоянно в её определённых точках Солнце находится в состоянии восхождения, а в других ― в состоянии заката. Кроме того, восход и закат Солнца ежедневно состоятся в определённые часы, отличающиеся от предыдущего дня.

Следовательно, можно сказать, что восход и закат Солнца в зависимости от позиции наблюдающегося лица бывают различными по времени, то есть каждый человек, в зависимости от точки, где он находится, ощущает запад и восток по-своему.

Кроме того, можно сказать, что у Земного шара есть многочисленные запады и востоки, которые с каждым мгновением обновляются. Ибо Земля постоянно находится в состоянии вращательного движения (вокруг собственной оси), и каждое мгновение в различных точках Земли наступают новые восходы и закаты. То есть мы становимся свидетелями новых восходов и закатов и, соответственно ― новых западов и востоков. И это повторяется в течение года в зависимости от общего количества дней.

Научные тайны

Относительно шарообразности земли с точки зрения Корана и его айатов высказаны различные точки зрения, которые нами будут кратко рассмотрены:

1. Сайид Хабат ад-дин Шахристани относительно 40-го айата суры «Ал-Маʻаридж»[3] («Ступени») пишет:

«То, что Бог клянется Господом востоков и западов, указывает на многочисленность этих сторон. Так как шарообразность Земли обуславливает, чтобы в каждый момент и в различных точках земли для одних существовал восток, а для других запад, так множественность западов и востока является следствием шарообразности Земли, и у нас не возникает никаких трудностей в связи с разъяснением этого положения»[4].

Затем автор приводит относительно шарообразности земли различные доводы из преданий.

2. Комментаторами Корана в связи со словосочетанием «востоки и запады» выдвигаются два предположения:

а) каждый день Солнце восходит с новой точки и заходит в другую новую точку. Количество таких восходов равно количеству дней в году. И в айате указывается именно на данное научно доказанное положение. Комментаторы в качестве довода приводят слова ‘Али (ʻа), который в ответ на вопрос Ибн Кава’ сказал: «Существуют по 360 востоков и западов»[5].

б) восток и запад в разных краях Земли не совпадают по времени, но иногда западная сторона одного полушария по времени совпадает с востоком, расположенным в другом полушарии. Словосочетание «востоки и запады» указывает именно на подобную разницу в земных горизонтах.

Конечно, в 137-м айате суры «Ал-Аʻраф» («Ограды»)[6] даётся предпочтение трактовке б, а в «Тафсире “Немуне”» по этому поводу говорится: «Словосочетание “края восточные и западные на Земле” указывает на обширные земли, которые находились в распоряжении сторонников Фирʻауна[7], ибо малые и незначительные по площади территории не обладают различными востоками и западами, иными словами, различными горизонтами. Но обширной земле обязательно свойственны различные горизонты, востоки и запады в связи с тем, что Земля шарообразна»[8].

В 5-м айате суры «Ас-Саффат» («Выстроившиеся в ряды»)[9] существуют оба предположения (как а, так и б) и добавляется третье:

1) восход солнца начинается ежедневно с разных географических точек;

2) наличие различных «востоков» у Земли связано с её шарообразностью;

3) существуют востоки, свойственные различным звёздам.

Во всяком случае, 5-й айат суры «Ас-Саффат» направляет наше внимание на шарообразность Земли и наличие у неё множества востоков[10]

3. Некоторые современные авторы также считают 107-й айат суры «Ал-Аʻраф» и 5-й ― суры «Ас-Саффат» доводами в пользу шарообразности Земли с позиции Корана, характеризуя этот довод в качестве научного чуда. Затем со ссылкой на айат «Как простёрта земля?»[11]  утверждают, что состояние «распростёртые Земли» не противоречит её шарообразности, ибо каждой сфере присуща поверхность, и именно поэтому в геометрии шар считается частью какой-либо поверхности (разумеется, не плоской). Затем разъясняют, что наличие поверхности и площади не противоречит шарообразности, ибо под понятием поверхности имеются в виду «распростёртые земли»[12].      

4. Садат также со ссылкой на 40-й айат суры «Ал-Маʻаридж» делает вывод о шарообразности Земли[13].

5. Ахмад Мухйи ад-дин ал-‘Аджуз[14] и Назих ал-Камиха[15] на основе данного айата пришли к выводу о шарообразности Земли.

Анализ

Относительно вышеупомянутых айатов необходимо отметить несколько моментов:

1. Словосочетание «востоки и запады» в этих айатах не является прямым доводом в пользу шарообразности Земли, то есть в них непосредственно не говорится о том, что Земля имеет форму шара. Но в качестве опосредованного довода они свидетельствуют о шарообразности Земли. Ибо наличие у нашей планеты многочисленных востоков и западов не может сочетаться с тем, что Земля не шарообразна. Данное словосочетание, хотя, скорее всего, говорит о круглой форме Земли, тем не менее не противоречит тому, чтобы она была воспринята в форме шара.

2. С одной стороны, из некоторых высказываний греков относительно движения Земли и её формы (круглая колонна, цилиндр, вертикально стоящая на подпорках, барабан) выходит, что они в определённой степени обращали внимание на выпуклые формы Земли, но, тем не менее отчётливо не заявили об её шарообразности.

С другой стороны, в Коране не встречается чётких высказываний о шарообразности Земли. (Шарообразность подразумевается как необходимое требование значения востоков и западов). Следовательно, невозможно однозначно утверждать, что словосочетание «востоки и запады» свидетельствует о научном чуде Священного Корана. Будет более целесообразным сказать, что данное словосочетание является одним из изысканных коранических высказываний, в котором содержатся указания на научные вопросы; а необходимым следствием этих научных вопросов является шарообразность Земли.

Наличие различных временных востоков и западов было ощутимо для всех людей, так как они видели, что время восхода и заката Солнца в течение года меняется. Изложение этого вопроса не относится к категории тех задач, которые были бы неразрешимыми для людей. Следовательно, данное изложение не может быть отнесено к научным чудесам Корана.

Действительно, необходимым следствием этого научного указания является шарообразность Земли, но если бы в Коране содержалось чёткое и прямое (а не опосредованное) его изложение, то оно считалось бы кораническим научным чудом.

 

Мухаммад Али Ризаи Исфахани

Из книги «Чудеса и удивительные аспекты Корана»

Библиография

Ал-‘Аджуз, Ахмад Мухйи ад-дин. Ма‘алим ал-Кур’ан фи ‘авалам ал-акван [Коранические сведения о сотворённых мирах]. Бейрут: Дар ан-надва ал-джадида, 1987.

Ал-Камиха, Назийа. Ал-Кур’ан итаджалли фи аср ал-илим [Проявления Корана в эпоху науки]. Бейрут: Дар ал-Хади, 1997.

Ар-Рагиб ал-Исфахани, Абу-л-Касим ал-Хусейн ибн Мухаммад. Ал-муфрадат фи гариб ал-Кур’ан [Отдельные пояснения к редкостям Корана]. В 10 т. Тегеран: Ал-Мактаба(т) ал-исламийа, 1975

Макарим Ширази, Насир. Тафсир «Немуне» [Образцовые комментарии]: В 27 т. 26-е изд. Тегеран: Дар ал-китаб ал-исламийа, 1994.

Наджафи, Гударз. Маталеб-е шегифтангиз-е Кур’ан [Изумительные аспекты Корана]. Тегеран: Субхан, 1998.

Шахристани, Сайид Хабат ад-Дин. Ислам ва хаййат [Ислам и астрономия]. Наджаф: Ал-Гарра, 1937.

 


[1] См.: Шахристани. Ислам и астрономия. С. 32-34.

[2] Ар-Рагиб ал-Исфахани. Отдельные пояснения к редкостям Корана. Статья «О востоке».

[3] К, 70: 40.

[4] Шахристани. Ислам и астрономия. С. 34-35.

[5] Макарим Ширази.  Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 25. С. 45; Таййиб. Лучшее изложение (Тафсир «Атйаб ал-байан»). Т. 13. С. 168; Кашани. Комментарий «Ас-Сафи». Т. 5. С. 229; Ал-Хавизи.  Комментарии к хадису «Свет двух миров». Т. 5. С. 420.

[6] К, 7: 137.

[7] Фирʻаун ― коранический персонаж, Фараон, имя египетского царя, жестокого тирана, обожествлявшего самого себя, к которому Бог послал проповедовать Мусу (ʻа). ― Примеч. пер.

[8] Макарим Ширази.  Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 6. С. 329.

[9] К, 37: 5.

[10] Макарим Ширази.  Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 19. С. 13-14.

[11] К, 88: 20.

[12] Наджафи. Изумительные аспекты Корана. С. 28-30; а также Амин. Путь совершенства. Т. 7. С. 145;  журнал «Мактабе ислам». № 11;  Нийазманд Ширази. Чудеса Корана с точки зрения современной науки. С. 179.

[13] «(Коран) очень изумительно излагает шарообразность Земли намёками и символами...  Естественно, что наличие множественности западов и востоков обуславливается шарообразностью Земли, ибо в случае шарообразности и вращательного движения Земли западов и востоков будет как минимум 2 и далее до бесконечности... Обратите внимание, эти вопросы были изложены тогда, когда не существовало ни телескопа Галилея, ни современных астрономических приборов, и по историческим свидетельствам, сам Пророк ислама (с) не располагал ни временем, ни возможностями для подобных занятий» (Садат. Вечно Живой и чудеса Корана. С. 27-28).

[14] Ал-‘Аджуз. Коранические сведения о сотворённых мирах. С. 38.

[15] Ал-Камиха. Проявления Корана в эпоху науки. С. 145.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...