Теория эволюции Дарвина и кораническая антропология

Опубликовано в Разные статьи

Противоречит ли учение Дарвина Корану?

Возникновение человека на Земном шаре и возникновение до него флоры и фауны всегда были проблемными вопросами, на которые человечество искало подходящие ответы.

В Священных Торе и Коране содержатся моменты, которые служили своего рода ответом на эти вопросы.

В новой эпохе вслед за развитием биологических наук и возникновением теорий Ламарка (1744-1829) и Чарльза Дарвина (1809-1882) споры вокруг этого вопроса разгорелись с новой силой. Как религиозные учёные, так и знатоки экспериментальных наук, каждый на своём поприще приступили к анализу и разбору воззрений друг друга.

Среди мусульман некоторые выступили в поддержку эволюционной теории (трансформизма) Дарвина, ссылаясь на определённые айаты Корана; а некоторые другие — в поддержку теории неизменности видов (фиксизма), также ссылаясь на отдельные айаты Корана. Некоторые из них стали считать часть из айатов Корана (внешне соответствующих теории эволюции) доводом в пользу коранического научного чуда.

Здесь мы не намерены подтвердить либо опровергнуть теорию эволюции (трансформизма) или неизменности видов (фиксизма), ибо подобные рассуждения к теме нашей беседы не относятся, а нуждаются в исследовании в отдельно взятой книге[1].

Таким образом, учитывая мнения обоих сторон и их ссылки на Коран, рассмотрим и проанализируем высказанные ими соображения.

Краткая история вопроса об эволюции и взгляды знатоков экспериментальных наук

Сначала обратимся к обзорной истории вопроса эволюции, а затем приступим к краткому изложению теорий эволюции (трансформизма) и неизменности видов (фиксизма), после чего рассмотрим доводы учёных,  приведённые на эти темы.

Некоторые исследователи убеждены в том, что:

«Вопрос об эволюции был известен намного раньше Рождества Христова (ʻа), а после в той или иной форме был затронут многими арабскими и мусульманскими мыслителями. В частности, был рассмотрен со стороны Фараби — в книге «Трактат о взглядах жителей добродетельного города»; Казвини — в книге «Чудеса творений» и в «Десятом трактате» [2]; Ибн Мискавайха[3] — в «Воспитании нравов» и «Малом спасении»; Ибн Халдуна — в его книгах: а также других авторов».

Теория эволюции (такамул) в зависимости от эпохальных условий в истории науки фигурировала в различных формах. Но в XIX в. с появлением Ламарка и Чарльза Дарвина спор вокруг этого вопроса поднялся с новой силой[4].

Сторонники эволюции вначале разделялись на две группы:

1. Те, которые утверждали, что сила, являющаяся источником возникновения различных живых организмов на всех этапах эволюции, была сверхъестественной и превосходила все остальные.

2. Те, которые утверждали, что всё существующее и несуществующее заложено в природе вещества[5].   

Разъяснение теории эволюции (трансформизма) и неизменности видов ( фиксизма)

Как было изложено выше, среди учёных-естествоиспытателей относительно сотворения живых существ (как флоры, так и фауны) существовали два предположения:

1. Предположение об эволюции видов или «трансформизме», утверждающее, что виды живых существ с самого начала были не такими, каковыми они являются сейчас.

Вначале в океанических водах и среди глубокодонных морских илов  одним скачком образовались одноклеточные существа, то есть неодушевлённые существа оказались в особых условиях, в результате от них стали образовываться живые клетки.

Эти живые микроскопические существа постепенно совершенствовались, переходя от одного вида в другой, после чего они перенеслись от морей на сушу и парили по воздуху. Постепенно появились  различные виды морских и земных растений, а также птицы.

Самым совершенным звеном этой цепи изменений являются современные люди, которые происходили из обезьяноподобных животных (приматов).

2. Предположение о неизменности видов, или «фиксизме», согласно которому все виды живых существ с самого начала были такими, каковыми они являются сейчас, и никакой вид не превращался в другой.

 С самого начала человек был сотворён в таком виде, каким представляется и поныне. Но, естественно, что ему свойственно и самостоятельное творение.

Для доказательства своей правоты представители каждой из этих групп учёных написали много трудов. Вокруг этого вопроса между ними состоялись многочисленные споры и нарекания. Эти споры стали особо ожесточёнными, начиная с того момента, когда Ламарк (известный французский зоолог кон. XVIII и нач. XIX в.), а затем, и Дарвин (английский учёный-зоолог, живший в XIX в.) предложили свои идеи об эволюции, подкреплённые новыми доводами.

Но, несомненно, в кругах специалистов по естественным наукам сегодня многие из них являются сторонниками теории эволюции.

Аргументы сторонников эволюции

Их аргументы легко можно разделить на три группы:

К первой группе относятся аргументы, основанные на археологических данных, полученных путём исследования ископаемых скелетов и окаменелых останков древних живых существ. Они убеждены, что согласно анализу и исследованиям различных пластов земли, живые существа проходили путь изменения от простых форм к более совершенным и сложным. Единственным путём, с помощью которого можно доказать происходящие изменения в ископаемых, является само предположение об эволюции.

Другим аргументом являются данные, собранные путём «сравнительного анатомирования». По итогам длительных и подробных диспутов, учёные утверждают, что при анатомировании и сопоставлении скелетов различных животных, выявляются сходства, свидетельствующие об общем происхождении.

Наконец, третьим их аргументом считаются данные, полученные посредством эмбриологии. На основе этих данных учёные убеждены, что если сравнить животных в эмбриональном состоянии, когда они ещё не начали проходить стадии индивидуального развития, то можно наблюдать множество сходных черт зародышей. Данный факт говорит в пользу того, что все животные имеют общее происхождение.

Ответ сторонников фиксизма

Сторонники гипотезы «неизменности видов» на все вышеуказанные  доводы имеют общий ответ, который состоит в том, что ни одно из приведённых доказательств не является убедительным. Хотя нельзя целиком отрицать, что каждый из трёх упомянутых доводов создаёт в памяти «предполагаемую догадку», тем не менее, всё же понятно, что высказанные  предположения никогда не смогут быть убеждающими.

Точнее говоря, доказательство гипотезы эволюции, её превращение из простого предположения в научную и твёрдую закономерность должно осуществляться посредством рационального довода или с использованием эксперимента, ощущений и опыта. Иных путей, кроме этих двух, не существует. С одной стороны, мы знаем, что рациональным и философским доводам нет доступа к этим вопросам, но с другой стороны, путём опыта и экспериментов невозможно рассуждать о вопросах, корни которых уходят в эпоху с давностью  в миллионы лет.

То, что мы достигаем путём опыта и экспериментов, свидетельствует о том, что поверхностные изменения по истечении времени проявляются в жизни животных и растений скачкообразно (мутация). Например, из породы обычной овцы вдруг рождается овца, шерсть которой отличается от шерсти её предков, то есть становится более мягкой и тонкой. Подобное свойство шерсти является причиной появления новой породы овец под названием «мериносовая овца». У некоторых животных под влиянием мутации происходит  изменение в цвете глаз, ногтей, форме кожи и тому подобное.

Но никто до сих пор не стал свидетелем такого скачка, который привёл бы к важным изменениям в основных частях тела какого-либо животного или к превращению одного вида в другой.

Поэтому мы можем только предполагать, что скопление подобных скачков приведёт однажды к изменению вида животных и, например, превратит рептилию в птицу. Но это вовсе не доказанное предположение; оно основано только на догадках, ибо мы никогда ещё не встречались со  «скачками» в качестве ощущаемого или испытуемого явления, меняющего основные органы.

Из вышесказанного напрашивается вывод, согласно которому вышеперечисленные три аргумента сторонников трансформизма не могут фигурировать вне пределов обыкновенного предположения. По этой причине те, кто рассуждает на эту тему, постоянно напоминают о мутации как о «предположении об эволюции», а не как о твёрдо установленной закономерности или принципе.

Гипотеза об эволюции и вопрос теологии

Многие лица стремятся признать наличие своего рода противоречий между гипотезой об эволюции видов и исследованиями теологии. Возникновение дарвинизма породило острое противостояние между церковными деятелями, с одной стороны, и сторонниками данной гипотезы — с другой. В те времена на политической и социальной арене относительно данного вопроса разгорелись споры, в результате чего получило широкое развитие мнение о том, что дарвинизм не совместим с теологией.

Но сегодня нам вполне понятно, что эти две теории вовсе не противоречат друг другу. Если гипотеза об эволюции когда-нибудь подтвердится, так или иначе, она будет фигурировать лишь в качестве научного объяснения закономерности, раскрывающей тайны природных причинно-следственных связей, что только лишний раз докажет, что никакой разницы между детерминированной связью в мире животных и миром других существ не существует. Так, например, разве открытие естественных причин дождей, морских приливов и отливов, землетрясений и других подобных явлений может служить преградой на пути теологии? Отнюдь! Следовательно, открытие какой-либо эволюционной связи между различными видами существ также не может быть преградой на пути познания Господа. О наличии подобных преград говорят только те, которые думают, что открытие естественных причин противоречит признанию существования Бога. Открытие подобных причин не только не несёт никакого вреда единобожию, но, наоборот, служит новым доводом в пользу наличия порядка в мироздании, что предоставляет нам ещё одно доказательство существования Создателя[6].

Гипотеза об эволюции и возникновение человека

Некоторые учёные-палеонтологи убеждены, что жизнь на Земле началась пятьсот миллионов лет тому назад: жизненный период млекопитающих насчитывает 80 млн. лет, а жизнь человека – 3 млн. лет. Они относят «каменный век» к четвёртому этапу ледникового периода (75—10 тысяч лет назад), при котором формирование человека как биологического вида завершился[7].

Доктор Пакнежад пишет: «Относительно времени возникновения млекопитающих точных исторических данных нет. Считается, что они возникли в тот период, когда землю заселяли рептилии. Некоторые из них остались на деревьях, к их числу, например, относилось странное животное под названием «соболь» (самур), который на передних лапах обладал единственным когтистым пальцем. Он был величиной с кота. Глаза у него были большими. Подобных животных считают предками обезьян, они обитали на земле примерно 60 млн. лет тому назад.  Их морды постепенно укорачивались, вследствие чего они приняли форму нынешних обезьян, а те постепенно превратились в четыре основных сегодняшних вида — горилл, гиббонов, орангутангов и шимпанзе, причём последний из них по уровню развития превосходит остальных.

После этого несколько известных видов обезьян стали человекоподобными. В 1962 году в Кении был найден ископаемый череп существа, который жил 14 млн. лет тому назад.

В Восточной Африке, в Танзании также был обнаружен череп, принадлежащий сравнительно развитому человеку, то есть Homo habilis («человеку умелому»), жившему за 1 млн. 750 лет до нашего времени. Предполагают, что он умел говорить, используя примерно несколько сот слов; жил в племени, и продолжительность его жизни составляла около сорока лет. В научных журналах постоянно публикуются результаты работ учёных и археологов о нахождении древних останков людей.

Доисторические люди жили 500 тыс. лет тому назад, но нам известна история человечества только за последние 50 тыс. лет, и наши представления о более древних периодах истории человека весьма туманны. Самыми известными доисторическими людьми были австралопитек, питекантроп, неандерталец и кроманьонец, которые жили на земле соответственно 550, 300, 150 и 35 тыс. лет тому назад.

Это были люди, которые могли выполнять присущие сугубо человеку действия. Они создавали изящные,  остроконечные и режущие орудия с рукоятками. В большинстве своём они умели пользоваться огнём.

Неандертальцы, жившие примерно 60 тыс. лет тому назад и обитавшие в пещерах, хоронили своих усопших, почитали какую-либо вещь, и даже в их наскальных рисунках наблюдаются следы веры в потустороннюю жизнь.

Численность находок скелетов людей исторического периода, похожих на скелет современного человека, стала расти. Но неизвестно, происходили ли они от специального вида обезьян под названием «приматы» или от других человекоподобных животных[8].

Неандертальцы создали орудия, которыми человечество пользуется и сегодня: крючки для ловли рыб, лук, стрела и т. д. Их религиозные действия были организованными и упорядоченными, хотя и жили они в пещерах.

Только примерно 10 тыс. лет тому назад, пользуясь одеждой и светильниками, они постепенно начали выходить из пещер. С точки зрения биологических знаний, данное явление признано исходным пунктом человеческой цивилизации[9].

Известный историк Вилл Дюрант после изложения схожих моментов приводит нижеследующую периодизацию культурного наследия человека:

1. Культура или цивилизация дошельского (или олдувайского) периода (примерно 125 тыс. лет до н.э.).

2. Культура или цивилизация шёльского периода (100 тыс. лет до н.э.).

3. Культура или цивилизация ашёльского периода (около 75 тыс. лет до н.э.), следы которой найдены в различных частях света.

4. Культура мустьерского периода (около 40 тыс. до н.э.).

5. Культура ориньякского периода (около 25 тыс. лет до н.э.).

6. Культура солютрейского периода (20 тыс. лет до н.э.).

7. Культура мадленского периода (примерно 16 тыс. лет до н.э.). 

Гипотеза об эволюции и Коран

 1) Айаты, на которые ссылались учёные для доказательства теории эволюции.

Данные айаты будем рассмотреть и анализировать отдельно. Их можно подразделить на несколько групп:

а) айаты, согласно которым все вещи созданы из воды.

 1. «Сотворили всё живое из воды» (К, 21:30).

Мешкини, рассматривая этот айат, пишет:

«Данный айат указывает на сотворение всего живого, включая флору, фауну и человека, из воды. Следовательно, им доказывается часть из утверждений учёных, признающих эволюцию»[10].

Сайид Кутб также считает данный айат доводом в пользу возникновения жизни из воды и упоминает, что это является тем моментом, о котором говорит современная наука, утверждающая, что все животные происходили из воды, и в целом жизнь возникла в морских водах, что положило начало возникновению всех видов и подвидов живых организмов. Получается, что вопрос, из-за которого так рьяно прославляют Дарвина, был за много веков до него описан в Коране[11].

Некоторые авторы относительно возникновения жизни на земле говорят:

«По истечении 1500 млн. лет после зарождения Земли, данная планета постепенно остывала, затем внутри неё происходило острое взаимовлияние имеющейся жары и внешней стужи, участились сильные тектонические изменения и землетрясения. После чего из недр Земли выходили наружу испарения, образовывались облака, шли дожди, которые наполняли земную поверхность водой, что привело к образованию морей.

В течение около 500 млн. лет жизнь в морских глубинах существовала в простейшей, первоначальной форме. Образовались одноклеточные организмы. После этого, примерно 1500 лет тому назад, возникли различные группы растений и морских животных»[12].

Ранее мы приводили слова других учёных о происхождении всего живого из воды и их ссылки на упомянутый айат.

Анализ 1

Были предложены четыре трактовки данного айата[13]:

а) возникновение человека из спермы;

б) возникновение первых живых существ из воды;

в) вода составляет основной материальный компонент организма;

г) первичным веществом мира была жидкость, похожая на воду.

Из их числа данному айату соответствует только первая трактовка[14], поэтому можно предположительно сказать, что в данном айате содержится указание на начальный период сотворения живых существ в морских водах.

2. «Аллах сотворил всех животных из воды. Среди них есть такие, которые ползают на брюхе, такие, которые ходят на двух ногах, и такие, которые ходят на четырёх. Аллах творит то, что пожелает» (К, 24:45).

Мешкини при трактовке этого айата пишет:

«Трактовка слова “вода” в виде мужских половых клеток не соответствует внешнему смыслу айата. Поэтому утверждение о том, что источником возникновения живых существ является “вода, смешанная с глиной” (благоприятные для жизни вещества находятся именно в воде и глине) не может быть неприменимо к данному айату, наоборот, между ними существует тесная связь.

Признание более раннего происхождения животных, «которые ползают на брюхе» может быть связано с тем, что самыми популярными подобными животными являются рыбы, которые являются первыми по времени сотворения живыми существами. А рептилии, ползающие по суше, возникли после них. Под словосочетанием «которые ходят на двух ногах» имеются в виду люди и птицы, а также часть обезьян. Именно этот айат посредством выражения «на двух ногах» опровергает убеждения тех лиц, которые считают человека и животных двумя самостоятельными видами»[15].

Доктор Биазар Ширази, учитывая достижения палеонтологии и археологии, считает, что 45-й айат суры «Ан-Нур» («Свет») является указанием на периоды возникновения животных. В частности, он отмечает:

«В первом периоде появились окаменелости трилобитов, различного рода кораллов, панцирных рыб, ящеров, змей, черепах, крокодилов и земных рептилий. Эти животные относятся к той группе, которые “ползают на брюхе”.

Во втором периоде (юрском) возникли птицы. Самым древним из них был археоптерикс, который был похож на птенца голубя, но он пока ещё не был способен хорошо летать... Все эти животные относятся к той группе, которые “ходят на двух ногах”.

В третьем периоде наблюдается влияние млекопитающих, которые возникли в конце второго периода. В этом периоде появились новые виды таких животных, как конь, корова, верблюд, слон и обезьяна, численность которых увеличилась. Все они относятся к той группе животных, которые “ходят на четырёх ногах”»[16].

Доктор Пакнежад вначале рассматривает процесс возникновения одноклеточных существ в морях, а затем после достаточно подробного разъяснения указывает на процесс возникновения рыб, после чего приступает к изложению подробностей относительно трёх последующих периодов:

Первый период, по его мнению, охватывает временной интервал между жизнью в воде и выходом на сушу. Этот период был свойствен рыбам и рептилиями, которые обладали сравнительно совершенной системой дыхания и кровообращения. Данная группа животных «ползала на брюхе».

Второй период свойствен птицам, которым предстояло иметь дело с воздухом. Меняя среду обитания, они совершенствовались, ходили «на двух ногах».

Третий период относится к млекопитающим. После того, как яйценосные животные превратились в млекопитающих и стали выводить в свет живое потомство, эта группа животных стала «ходить на четырёх ногах».

Затем под заголовком «Кораническое чудо, связанное с указаниями относительно животных, которые постепенно совершенствовались» Пакнежад приступает к сравнению упомянутых периодов с содержанием
45-го айата  суры «Ан-Нур» («Свет»). Автор приходит к выводу, что содержание данной суры — одно из самых выдающихся чудес Корана.  

После этого Пакнежад подчёркивает, что признание теории об эволюции вовсе не противоречит религиозности[17].

Анализ 2

1. Относительно данной части 45-го айата суры «Ан-Нур» («Свет») было предложено три трактовки:

— создание человека из спермы;

— появление первых живых существ из воды;

— основным веществом тела живых существ является вода[18].

2. Сопоставление упомянутых трёх периодов возникновения флоры и фауны с 45-м айатом  суры «Ан-Нур»[19]  невозможно считать верным[20].

Будет более правильным, если скажем, что в 45-м айате суры «Ан-Нур» («свет») имеется в виду классификация нынешних живых существ мира, часть из которых ходят на двух ногах, другие — на четырёх, а иные — на брюхе.  Кроме того, все три группы животных в айате соединены связкой вав («и»), что исключает порядок последовательного происхождения[21]. Таким  образом, можно утверждать, что все три группы животных (ходящие на брюхе, на двух ногах и на четырёх) вместе происходили из воды (или спермы).

Другой момент заключается в том, что здесь перечисление животных с учётом количества ног не может быть окончательным, так как у некоторых  из них более четырёх ног, другие ещё и плавают, а в айате об этом ничего не говорится.

Следовательно, стиль изложения 45-о айата суры «Ан-Нур» аналогичен стилю других сур, в которых говорится о сотворении человека из воды.

3. Хотя научные моменты 45-о айата суры «Ан-Нур» («Свет») и его соответствие научным данным вызывают удивление и говорят о величии Божественной книги, тем не менее утверждения доктора Пакнежада относительно научного чуда данной реминисценции из Корана вызывает сомнение[22].

б) айаты, указывающие на три этапа сотворения

К реминисценциям из Корана, на которые часто ссылаются сторонники теории эволюции, относятся следующие: 11-й айат суры «Ал-Аʻраф» («Ограды»); 39-28-й айаты суры «Ал-Хиджр»; 71-й айат суры «Сад»; 8-9-й айаты суры «Ас-Саджда» («Поклон ниц»).

Так, Мешкини, ссылаясь на 11-й айат суры «Ал-Аʻраф», пишет:

«Данный айат относится к лучшим айатам, которые могут быть использованы для доказательства теории эволюции. Ибо Господь в этом айате заявляет, что Он, прежде чем придать человеку форму, сперва его сотворил. Затем, по истечении неизвестного времени, придал ему форму нынешнего человека. После этого, много времени спустя велел ангелам поклоняться одному из индивидов человеческого рода»[23].

Затем автор на основе данного айата делает вывод о трёх этапах сотворения человека:

Первый — это период после творения и перед приданием ему форм человека (то есть создание человека из воды и глины);

Второй — период придания ему формы человека (до выбора Адама среди других представителей вида).

Третий этап — выбор Адама (ʻа) из числа других представителей вида и веление ангелам поклоняться ему[24].

При комментировании 28-29-го айатов суры «Ал-Хиджр», а также 71-о айата  суры «Сад» говорит, что под словом «человек» (башар) в Коране  имеется в виду весь вид, то есть подразумевается род человеческий и его общая природа, а не отдельный, избранный индивид, подобно Адаму (ʻа)[25].

Относительно выражения «его отолью» (саввайтуху) говорят, что оно приблизительно означает «отправление индивида по течению в русле совершенствования», чтобы, приняв облик человека, он был готов к тому, чтобы Господь вдохнул в него от Своего Духа.

Интересно, что Макарим Ширази, современный комментатор, использует 26-28 и 29-й айаты суры «Ал-Хиджр» в качестве важнейшего довода в пользу позиции сторонников фиксизма (неизменности видов)[26].

Анализ

1. То, что Мешкини использует вышеупомянутый айат для обоснования трёх этапов сотворения человека, кажется странным. Ведь в 11-м айате суры «Ал-Аʻраф» («Ограды») фактически никаких указаний по поводу  третьего этапа — выбора Адама (ʻа) из людей — не содержится. Там говорится исключительно о велении ангелам поклоняться человеку.

2. Учитывая высказывания обеих сторон об обсуждаемых айатах, можно сделать вывод, что смысл этих айатов к теории эволюции никакого отношения не имеет.

в) айаты, указывающие на первый этап сотворения человека (или первоначальное вещество)

Сотворение человека из глины

«Ведь Он сотворил вас из глины. Затем Он назначил один срок, и [ещё] есть у Него [другой] срок» (К, 6:2).

На эту мысль имеются указания также в 71-м айате суры «Сад», 8-м —  суры «Ас-Саджада» («Поклонение») и 12-м — суры «Ал-Муʼминун» («Верующие»). Или ещё:

«Воистину, Мы сотворили их из вязкой глины» (К, 37:11).

«Воистину, я сотворю человека из сухой звонкой глины, из ила, отлитого в форме» (К, 15:29).

Мешкини об этих айатах пишет:

«Все эти айаты излагают состояние этого вида до того момента, когда он обрёл человеческий облик. Здесь имеется в виду не каждый человек, взятый в отдельности, ибо каждый индивид не создан из глины. Когда говорится: кади аджала (“назначил срок”), подразумевается то, что Бог придал процессу сотворения человека характер обязательности и устойчивости, срок которой известен только Ему. Но, может быть и так: под этим сроком подразумевается временной интервал от начала сотворения человека из глины до придания ему форм и образования этого же вида живых существ (то есть человечества)»[27].

Некоторые другие авторы относительно откровения «Воистину, Мы сотворили человека из глиняного теста»[28] писали, что он является чётким указанием на то, что человек вначале был сотворён из глины, и даже из звонкой глины, которая является началом процесса возникновения человеческого рода[29].

Примечательно, что некоторые учёные воспринимали 12-й айат суры «Ал-Муʼминин» («Верующие») в качестве опровержения теории Дарвина[30], а некоторые другие считают его  указанием на то, что составляющими компонентами человеческого тела являются глина и вода[31].

Часть авторов признали вышеупомянутые айаты в качестве научного чуда Корана, ссылаясь на то, что организм человека состоит из тех же элементов, что и глина (почва), о чём свидетельствуют и данные айаты. Или человек создан из сгустка, который произошёл из элементов глины. В любом случае, они признали указанный айат научным чудом[32].

Анализ

1. В параграфе под названием «Этапы сотворения человека» мы будем обсуждать вопрос о «Сотворении человека из глины», где упомянутые айаты будут проанализированы и выяснится, что относительно них предложены две трактовки:

а) все люди сотворены из жидкого сгустка (нутфа), первичные материалы которого произошли от пищи, а пища, в свою очередь, является продуктом почвы[33];  

б) из глины создан только Адам (ʻа), а остальные люди сотворены из капли семени (спермы — нутфа). Следовательно, можно утверждать, что люди посредством Адама (ʻа) созданы из глины[34].

Поэтому нельзя однозначно утверждать, что в этих айатах подразумевается один из этапов эволюции человеческого рода, который начинается с глины. И если возьмём первую трактовку, что капля семени (спермы) происходит из элементов, содержащиеся в глине, то станет понятно, что она к вопросу эволюции никакого отношения не имеет. Но если обратимся ко второй трактовке — сотворению человека из глины, то убедимся, что она больше имеет отношение к теории неизменности видов, так как в ней говорится о непосредственном сотворении человека из глины.

Исключением здесь может быть утверждение, на основе которого слово аджал («срок») во 2-м айате суры «Ал-Муʼминун» («Верующие») указывает на временной интервал между сотворением человека из глины и его смертью. Но тогда возникнет новый вопрос[35].

2. Слово салалат («глиняный тест») означает избранную часть или итог чего-либо, а при трактовке 12-о айата суры ал-Муʼминун («Верующие») некоторыми экзегетами объясняется как капля семени (нутфа), которая является производным от самого человека[36]. В любом случае,  данный айат не может считаться доводом в пользу временного интервала от глины до капли семени. Если даже айат и указывает на каплю семени (нутфа), то этот вопрос к нашим рассуждениям никакого отношения не имеет.

3. Принимая во внимание возможное наличие различных вариантов толкования  айатов, что стало причиной отсутствия единой их трактовки, вопрос о научном чуде здесь неуместен.

Сотворение человека из воды

 

«Он — Тот, кто сотворил человека из влаги, дал ему родственников и свойственников» (К, 25:54);

«Сотворил в первый раз человека из глины, а потом уж породил его потомство из выжимок презренной влаги»[37].

Мешкини, обосновывая 56-й айат суры «Ал-Фуркан» («Различение») аналогично трактовке айатов о сотворении человека из глины, пишет:

«Данные айаты отражают положение этого вида (человека) до придания ему человеческой формы»[38].

Анализ

При рассуждениях на тему «Этапы сотворения человека» мы будем рассматривать также вопрос «Сотворение человека из воды», в рассуждениях на который отметим, что относительно вышеупомянутых айатов существуют две трактовки.

Во-первых, в утверждении о сотворении человека из воды имеется в виду то, что в теле человека существует большое количество (около 70%) воды[39].

Во-вторых, подразумевается то, что человек создан из капли воды и спермы[40].

Следовательно, вышеупомянутые айаты никакого отношения к этапам эволюции творения человека и к теории Дарвина не имеют.

Сотворение человека и капли семени

«Воистину, Мы создали человека из капли семени, смеси» (К, 76:2).

«Он создал его из капли семени и определил [его природу]» (К, 80:19).

Мешкини, подразумевая 2-й айат суры «Ал-Инсан» («Человек»), пишет:

«Слово нутфа (“капля семени”) в этом айате означает воду, но особую, состоящую из смеси глины и ила. Именно из этого первичного материала жизни вначале возникли клетки, а затем и различные виды примитивных животных, от которых образовались более высшие виды»[41]

По поводу 19-го айата  суры «‘Абаса» («Нахмурился») он говорит:

«Если согласиться, что слово нутфа означает воду, то смысл данного айата будет таким:

Господь сотворил человеческий род из специальной воды (может быть из той самой воды, которая была смешена с глиной и илом, и от которой возникли другие живые существа). Затем Он предопределил, чтобы человек менял одно состояние на другое (изменение и совершенствование), пока он не принял "человеческую" форму» .

Затем он концентрирует своё внимание на втором значении айата, подразумевая под словом нутфа сперму. Здесь уже затрагивается вопрос возникновения человека как индивида, а не всего человеческого рода[42].

Анализ

Разбирая тему «Этапы сотворения человека», мы объясним, что термин нутфа в лексикологическом плане означает то, что обладает свойством малой, незначительной  текучести. В этом смысле данное слово может означать как чистую воду, так и яйцеклетку мужчины или женщины. Затем мы будем анализировать лексический и идиоматический смысл слова нутфа в Коране.

Существуют одиннадцать вариантов трактовки 2-го айата суры «Ал-Инсан» («Человек»)[43]

Но мы не встретили ни одного экзегета, который трактовал бы слово нутфа в смысле обыкновенной воды. Ведь слово амшадж («смесь») указывает на воду не в прямом, а в косвенном значении. Также нутфа как вода, смешанная с глиной и илом, не встречается ни в одной лексикологической и идиоматической трактовке. Следовательно, данное понятие должно пониматься в смысле или спермы, или жидкости, образованной из яйцеклеток мужчины и женщины. А трактовка, предложенная Мешкини, не соответствует ни одному из лексикологических и идиоматических значений данного слова.

г) айаты, указывающие на второй этап сотворения человека — после формирования человеческого облика и до избрания Адама (ʻа)

В суре «Ал-Бакара» («Корова») говорится:

«Люди были одной религиозной общиной, и Аллах ниспослал пророков вестниками и увещевателями и ниспослал вместе с ними Писание истинное, чтобы рассудить людей в том, в чём они разошлись. А разошлись насчёт [религии] только те, которым было даровано Писание, после того как к ним явились ясные знамения, будучи несправедливы друг к другу. И Аллах по Своей воле направил тех, которые уверовали, к истине, по поводу которой они разошлись по Его дозволению»[44].

Данная мысль прослеживается также и в 19-м айате суры «Йунус».

Мешкини убеждён, что после формирования бытийного устройства человека и до избрания Адама (ʻа) среди людей человечество переживало исторический этап: все люди были единой общиной и жили по законам  разума, без всякой религиозной веры. Он считает два вышеупомянутых айата свидетельством реальности этого жизненного этапа пути человечества[45].

Макрим Ширази, основываясь на 213-м айате суры «Ал-Бакара» («Корова») делает вывод о четырёх этапах жизни человечества[46], после чего отмечает, что возникновение религии в реальном её значении не совпадало по времени с началом возникновения людей; оно состоялось одновременно с появлением социума в реальном его понимании. Поэтому нет ничего удивительного, что первым полновластным и обладающим религиозной доктриной пророком был именно Нух (ʻа), а не Адам (ʻа)[47]

Анализ

Из вышеупомянутых айатов можно сделать два вывода:

а) жизни человека (после его появления на земном шаре) присущи два этапа. Первый этап — это временной интервал, когда человечество жило без каких-либо пророков. Второй  — когда в качестве пророка был избран Адам (ʻа), после чего началась жизнь человека  по религиозным канонам. Следовательно, Адам (ʻа) был не первым человеком на Земле (и это соответствует эволюционной теории Дарвина);

б) миссия пророков осуществилась в двух формах. На первом этапе, после сотворения человека и распространения по земле его потомства, пророки не были обладателями книг и твёрдо установленных религиозных законов (шариата). Они наставляли людей в пределах их примитивной жизни.

На втором этапе, когда началась социальная жизнь,  и человечество почувствовало потребность в законах, появились такие пророки, как Нух (ʻа) — с постулатами теперь уже монотеистической религии.

На основе второго вывода из данного айата явствует, что Адам (ʻа) был первым человеком на земле (что соответствует теории о неизменности видов).

Мешкини придерживался первого вывода (ʻа), а высказывания Макарима Ширази говорят об его приверженности второй концепции (б). Исходя из двух вышеназванных предположений невозможно однозначно решить, о чём именно идёт речь в рассматриваемом айате: об эволюции или неизменности видов.

д) айаты, указывающие на третий этап: избрание Адама (ʻа) среди людей

«Воистину, Аллах возвысил над [всеми] обитателями миров Адама, Нуха, род Ибрахима и род Имрана» (К, 3:33).

Йадаллах Сахаби относительно данного айата пишет:

«Согласно 33-му айату суры “Али ‘Имран” (“Семейство ‘Имрана”), 11-у — суры “ал-Аʻраф” (“Ограды”) и 7-9-у — суры “Ас-Саджада” (“Поклон ниц”) Адам был избран среди людей, которые были ему подобны и жили до него... Следовательно, утверждение Корана о том, что человеческий род возник от Адама, необоснованно и ни в коем случае не соответствует действительности»[48]

Макарим Ширази, опровергая утверждения некоторых авторов, считающих данный айат доводом в пользу теории эволюции видов и утверждающих, что в эпоху Адама (ʻа) уже существовали «обитатели миров» (люди), допускает, что первый человек, появившийся миллионы лет тому назад, происходил путём эволюции от других животных, а Адам (ʻа) являлся лишь  избранным индивидом из сообщества людей. В частности,  он пишет:

«Нет никаких аргументов в пользу того, что под выражением “обитатели миров” имеются в виду современные Адаму люди. Возможно, здесь подразумевается всё человеческое сообщество в течение всей истории.

Поэтому не обязательно, чтобы мы были убеждены в том, что в эпоху Адама существовало большое количество людей, среди которых был избран Адам...»[49].

Мисбах Йазди, рассматривая 33-й айат суры «Али ‘Имран» («Семейство ‘Имрана»), относительно утверждения о том, что «человек был избран из числа людей», пишет: «И если согласимся, что в эпоху Адама были и другие люди, то такими людьми могли быть его собственные дети»[50].

Анализ

Исходя из двух предложенных трактовок можно заключить, что 33-й айат суры «Али ‘Имран» («Семейство ‘Имрана») относится к той группе айатов, смысл которых связан с этими двумя предположениями. Однако нельзя однозначно утверждать, что айат одновременно является как предположительным, так и явным — чтобы тем самым не принять его в качестве довода исключительно в пользу теории эволюции или трансформации видов.

2) Айаты, на которые ссылались учёные в связи
с доказательством теории сохранения видов (фиксизма).

а) айаты, в которых признаётся происхождение всех людей
от одного живого существа

«Он — Тот, Который вырастил вас от одного живого существа (т. е. Адама)» (К, 6: 98).

Данная мысль прослеживается также и в 1-м айате суры «Ан-Нисаʼ» («Женщины»), 189-м — суры «Ал-Аʻраф» («Ограды») и 6-м — суры «Аз-Зумар» («Толпы»).  Кроме того, к этой категории относятся айаты, в которых содержится непосредственное обращение к людям со словами: «О, сыны Адама!». Таковы, например, 27-35-й айаты суры  «Ал-Аʻраф» («Ограды»), 60-й — суры «Йа син» и 70-й суры «Ал-Исраʼ» («Ночной перенос»).

Мешкини при рассмотрении теории постоянства видов (фиксизма) выражает убежденность в том, что Адам (с) был первым человеком, созданным Богом, а Хаваʼ[51] — вторым лицом из числа человеческого рода, и Бог создал всех остальных людей из их потомства.

Об этом Мешкини пишет: «К числу айатов, на которые ссылаются сторонники данной теории, относятся айаты, в которых заявляется о создании всех людей из одного живого существа (одного лица), а в некоторых айатах упоминается и об его супруге. И нет никаких противоречий, если этим единым существом будем считать Адама, а его супругой — Еву».

Затем, комментируя 98-й айат суры «Ал-Анʻам» («Скот»), он пишет: «В айате имеется в виду то, что Бог создал вас от Адама; следовательно, некоторые из вас пока ещё находились в чреслах ваших отцов или в утробах матерей, а некоторые другие в могилах ждут своей участи до Судного дня»[52].

Затем автор упоминает ещё об одной трактовке 98-го айата суры «Ал-Анʻам», предложенной сторонниками  теории эволюции.

После этого он заявляет, что даже признание первой трактовки не будет противоречить признанию идеи об эволюции видов. Ибо, возможно, все существующие на земле люди  являются потомками Адама и Евы, но до них существовали другие люди, которые вымерли. Остался отобранный род, то есть род Адама, который обладал разумом[53].

Макарим Ширази, рассуждая о «едином живом существе», пишет:

«Под “единым живым существом” подразумевается индивид, и указывается на первого человека, которого Коран представил нам под именем Адам и в качестве праотца сегодняшних людей. Словосочетание “сыны Адама”, которое встречается во многих айатах Корана, также является подтверждением этой мысли. Но возможность того, что под словом “единый” подразумевается какой-либо вид, весьма далека от предполагаемого смысла данного айата»[54].

Он также выдвигает несколько других вариантов предположительного комментирования относительно нахождения части людей в утробах своих матерей и чреслах отцов, а также относительно ожидающих своей участи усопших[55].

В данном уподоблении  при упоминании о сотворении из глины подразумевается основное и субстанциональное творение. То есть автор намерен доказать несостоятельность проникавшего в ум христиан мнения о том, что сотворение Адама и ‘Исы происходило не в соответствии с Божьими традициями и законами творения[56].

Макарим Ширази при комментировании 59-о айата суры «Али ‘Имран» («Семейство ʻИмрана») после разъяснения причины ниспослания[57] данного айата говорит:

«Под словосочетанием “сотворил его из праха” подразумевается сотворение тела Адама и его материального начала. Данный смысл как вывод напрашивается на основе дальнейших слов этого айата, в которых указывается на сотворение жизни и духа и говорится: “Потом сказал ему: "Будь!" — и тот возник”. То есть по велению Творения в тело человека были помещены жизнь и дух»[58].

Анализ

Здесь важно обратить внимание на два момента:

1. видимо, в 59-м айате суры «Али ‘Имран» («Семейство ʻИмрана») можно представить несколько объектов уподобления и в нескольких формах:

а)  уподобление с учётом отсутствия отца у Адама и ‘Исы (ʻа).

б) уподобление с учётом сотворения их обоих из глины и опосредованно (то есть посредством пищевых продуктов, превращаемых в яйцеклетку, капли семени и далее, до зарождения человека); данный процесс в случае с ‘Исой (ʻа) осуществился посредством Марйам[59] (ʻа), а в случае с Адамом (ʻа) — посредством предшествующих ему людей или приматов.

в) уподобление с учётом присущих им черт пророчества.

г) уподобление с учётом присущих им знаний и разума, которые были дарованы им чудесным образом.

д) уподобление с учётом принципа сотворения из глины (вопреки мнению христиан, которые не считают ‘Ису сотворённым из глины)[60].

Во всяком случае, в самом айате получили подтверждение только второй или пятый варианты уподобления, ибо словосочетание — «сотворил его из праха» — является основой для уподобления ‘Исы и Адама (ʻа). И в качестве средства для творения здесь указывается только на прах.

2. относительно сотворения ‘Исы (ʻа) из глины существуют два предположения:

а) непосредственное сотворение из глины;

б) сотворение через цепи существ, созданных из глины.

Эти два предположения уместны также и по отношению к Адаму (ʻа). Но непосредственное сотворение из глины здесь кажется неверным. Следовательно, остаётся только второй вариант уподобления:  опосредованное сотворение из глины. А данное положение является доводом в пользу теории эволюции (трансформации), а не теории неизменности видов (фиксизма)[61]

3) Айаты, сопоставимые как с теорией трансформизма  (эволюции), так и с теорией сохранения видов (фиксизма)

 

«Он сотворил человека из капли [семени] — и после этого [человек] ещё спорит!»[62].

«Неужели ты не уверовал в Того, кто сотворил твоё [естество] из праха, потом из капли [семени] и уж затем превратил в мужчину?»[63]

«[Господь,] который сотворил тебя, придал тебе твой облик, наделил тебя соразмерностью [членов], и  воплотил тебя в тот образ, в какой пожелал»[64].

«Сотворил человека из сгустка [крови]»[65].

С учётом соотношения двух различных и спорных вопросов, под словом алак подразумевается «вязкая глина» (сгусток крови) в утробе женщины — эмбрион[66].

Анализ

Хотя соответствие этих айатов обеим теориям (трансформизма и фиксизма) вызывает сомнение, тем не менее, учитывая то, что некоторые из цитат Корана были рассмотрены нами ранее, а на другие айаты  при доказательстве теорий эволюции или неизменности видов учёные вовсе не ссылались,  воздержимся от дальнейших комментариев по данному вопросу.

Итоги и окончательный анализ суждений по вопросу об эволюции и Коране

С одной стороны, научные теории в современных исследовательских сообществах выносятся на обсуждение в качестве «возможно-опровергаемых» концепций, то есть воспринимаются в качестве «полезных мифов». Подобные теории не покинут пределы научной эксплуатации, пока им взамен не будут предложены другие, более лучшие. Поэтому теория эволюции, хотя она окончательно ещё не доказана, всё же остаётся на сегодняшный день одной из приемлемых для большинства представителей научного сообщества (особенно, для представителей экспериментальных наук) теорий. К тому же, учение о неизменности видов в качестве предположения (гипотезы) сегодня всё ещё приемлема.

С другой стороны, как мы уже заметили, айаты Корана сопоставимы как с теорией эволюции, так и с теорией неизменности видов, и нам не известен ни один айат, в котором содержалось бы явное высказывание в пользу одной из них.

То есть невозможно пока смело утверждать, какой из них отдаётся предпочтение в Коране.

Напоминания

1. Совсем не обязательно, чтобы в Коране содержались высказывания, подтверждающие или опровергающие все научные теории. Ибо это Книга наставления, научные указания в ней используются по мере необходимости.

2. Признание или опровержение теории эволюции непосредственного отношения к доказательству существования Бога или религиозности не имеет.

То есть можно не признать теорию эволюции и быть верующим. Точно таким же образом можно признать данную теорию и наряду с этим,  доказав  существование Распорядителя порядка мироздания от одноклеточных организмов до человека, оставаться верующим.

Этот момент убедительно изложен некоторыми богобоязненными врачами[67].

3. Признание теории эволюции и её сопоставление с Кораном не может быть доводом в пользу научных чудес этой Книги. Ибо, с одной стороны, айаты, на которые ссылались учёные, обладали различными  вариантами комментариев (при этом комментарии, соответствующие теории эволюции, не были однозначными и непоколебимыми). С другой стороны, соответствие различных этапов эволюции живых организмов (от одноклеточных до человека) с рассмотренными айатами было сомнительным, как это наблюдалось в случае с 45-м айатом суры «Ан-Нур» («Свет»). 

Мухаммад Али Ризаи Исфахани

Из книги «Чудеса и удивительные аспекты Корана»

Библиография

Ал-Хатиб, ‘Абд ал-Гани. Кур’ан ва ‘илме эмруз [Коран и современная наука] / Пер. Асадаллаха Мубашшири. Тегеран: Издательский центр «‘Атайи», 1983.

Ар-Рагиб ал-Исфахани, Абу-л-Касим ал-Хусейн ибн Мухаммад. Ал-муфрадат фи гариб ал-Кур’ан [Отдельные пояснения к редкостям Корана]. В 10 т. Тегеран: Ал-Мактаба(т) ал-исламийа, 1975.

Биазар Ширази. Гозаште ва айандейе джахан [Прошлое и будущее мира]. 2-е изд. Кум: Издательство Табатабаи, 1970.

Биазар Ширази. Гозаште ва айандейе джахан [Прошлое и будущее мира]. 2-е изд. Кум: Издательство Табатабаи, 1970.

Бюкай, Морис. Мукайисей-е мийан-е Таурат, Инджил, Кур’ан ва ‘илм [Сравнение между Торой, Евангелием, Кораном и наукой] / Пер. на фарси Мухаммада Амина Ахмади. Тегеран: книжное издательство «Хамрах», 1986.

Дифдаʻ, Бассам. Ал-каун ва-л-инсан байна-л-‘илм ва-л-Кур’ан [Творение и человек сквозь призму науки и Корана] [Б.м.] Матба‘ аш-Шам [б.г.].

Исма’ил. Научные указания на созидательные айаты Священного Корана.

Кутб, Сайид. Фи залал ал-Кур’ан [Под защитой Корана]: В 8 т. 5-е изд. Бейрут: Дар ал-ихйа’ фи ‘улум ал-Кур’ан, 1988.

Макарим Ширази, Насир. Тафсир «Немуне» [Образцовые комментарии]: в 27 т. 26-е изд. Тегеран: Дар ал-китаб ал-исламийа, 1994.

Махмуд. Коран: попытка нового осмысления [Б.м, б.г.].

Мешкини Ардабили, ‘Али. Такамул дар Кур’ан [Эволюция в Коране]. / Пер. на фарси Хусенинежада. Тегеран: Дафтар-е нашр-е фарханг-е ислами [б.г.].

Мисбах Йазди, Мухаммад Таки. Ма‘ариф-е Кур’ан [Кораническое просвещение]. Кум: Рах-е хакк, 1988.

Наджафи, Гударз. Маталеб-е шегифтангиз-е Кур’ан [Изумительные аспекты Корана]. Тегеран: Субхан, 1998.

Пакнежад, Сайид Ризв. Аввалин даншгах ва ахарин пайамбар [Первый университет и последний пророк]: В 11 т. Тегеран: Китаб-фуруши-йи ислами, 1971.

Рахбари, Ахмад. Инсан пиш аз тарих [Доисторический человек]. Тегеран: Марлик, 1995.

Субхани, Йадаллах. Хилкат-е инсан дар бане Кур’ан [Сотворение человека в кораническом изложении]. 3-е изд. Тегеран: Шеркат-е саххамие интишарат, 1972.

Табара, ‘Абд ал-Фаттах.  Сайри дар Кур’ан [Краткий экскурс по Корану] / Пер. на фарси Расула Дарйаи [Б.м., б.г.].

 


[1] Маʻрифат  в своей книге «Предпосылки к кораническим наукам» со ссылкой на Мухаммада Махмуда Исмаила приводит краткое изложение теории неизменности видов, ознакомление с которой в данном случае представляется полезным.  См.:  Маʻрифат. Предпосылки к кораническим наукам. С. 35-43.

[2] «Ихван ас-сафа» — общество учёных, созданное в X в. в Ираке, его полное название: «Ихван ас-сафа ва хуллан ал-вафа» («Братья чистоты и друзья верности»). Членами этого общества в основном были неизвестные или пожелавшие оставаться неизвестными мыслители из Ирана и Ирака. Они  доказали, что являются как учёными-философами, так и людьми, правоверными и праведными. На основе своих идей, а именно, использования сочетания философского и религиозного учения, они стремились к совершенствованию общественного строя. Так, они создали общество, в ряды которого принимали тех, кто соглашался с принятыми в нём условиями и правилами. Данным сообществом учёных было написано 52 трактата, отражавших их мировоззрение и идеологию, а с другой стороны, представляющих в своей совокупности настоящую энциклопедию наук той эпохи. — Примеч. пер.  

[3] Ибн Мискавайх, Абу ʻАли Ахмад ибн Мухаммад, известный более как  Ибн Йакуб Мискавайх (ок.  9361030) — историкпоэт и философ, родившийся в иранском городе Рей и живший на территории  современных Ирана и Ирака. Ибн Мискавейха нередко именуют «Третьим Учителем» в истории исламской философской мысли   и  первым мусульманином, подошедшим к изучению этической философии с научной точки зрения. — Примеч. пер.

[4] Слово такамул («эволюция») иногда используется в особом значении:  развитие цепи живых существ от одноклеточных до человека, что принято называть «эволюцией видов». Но иногда это понятие используется в широком смысле — как физическое, психическое, духовное, научное, социальное, нравственное и иное развитие, которое включает в себя и частные случаи совершенствования. До Ламарка и Дарвина (до XIX века) данное слово понималось в его широком смысле, а с появлением этих учёных оно приобрело также и частное значение.

[5] См.: Пакнежад. Первый университет и последний пророк. Т. 1. С. 157.

[6] См.: Макарим Ширази.  Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 11. С. 81-85.

[7] См.: Рахбари. Доисторический человек. С. 13.

[8] Доктор Пакнежад приводит подробное изложение сходств и отличий человека и обезьяны. Так, кровь у обезьян делится на четыре группы: A, B, O и AB. При этом кровь шимпанзе можно переливать человеку, но молоко обезьян не подходит человеческому детёнышу (тогда как молоко некоторых животных, таких, как корова, соответствует организму ребёнка). Мозг мужчины весит в три раза больше мозга взрослой особи обезьяны. Кости шеи, лопаты хребта по своей форме и строению у человека и обезьяны различаются: у человека более рельефны. Но функции принятия и освоения пищи у них одинаковы. Период беременности у некоторых обезьян, так же как у человека, имеет продолжительность в 270 дней. Одинаковыми являются строение матки и выделения при беременности и родах. Но сперматозоид человека не может оплодотворять яйцеклетки ни одного вида животных. Подробно об этом см.: Пакнежад. Первый университет и последний пророк. Т. 1. С. 171-174. 

[9] Там же. Т. 1. С. 166-178.

[10] Мешкини. Эволюция в Коране. С. 23-24.

[11] Кутб. Под защитой Корана. Т. 6. С. 111.

[12] Ал-Хатиб. Коран и современная наука. С. 120-130.

[13] Об этапах сотворения человека с точки зрения Корана и медицины см. рассуждения в настоящей книге.  

[14] См: Макарим Ширази.  Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 13. С. 396.

[15] Мешкини. Эволюция в Коране. С. 24-25.

[16] Биазар Ширази. Прошлое и будущее мира. С. 39-42.

[17] Пакнежад. Первый университет и последний пророк. Т. 1. С. 150-151.

[18] См: Макарим Ширази.  Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 14. С. 508-509; а также см. в наст. кн.: «Источник возникновения жизни на Земле», «Этапы сотворения человека».

[19] Имеется в виду часть айата: «Среди них есть такие, которые ползают на брюхе, такие, которые ходят на двух ногах, и такие, которые ходят на четырёх. Аллах творит то, что пожелает».

[20] Подобные сопоставления не соответствуют научным данным. Согласно новым достижениям биологии (как это было упомянуто в словах доктора Биазара Ширази), обезьяна появилась в третьем периоде, а по теории эволюции, человек произошёл от обезьяны, получается, что живые существа (в том числе и человек), как упоминается в айате — «ходящие на двух ногах», относятся ко второму периоду. (То же самое было отмечено и Мешкини). Следовательно, эти два утверждения противоречат друг другу. 

[21] Имеется в виду связка «и» (вав) в арабском оригинале айата, с учётом которого дословный перевод данного словосочетания выглядит так: «Среди них есть и такие, которые ползают на брюхе и такие, которые ходят на двух ногах, и такие, которые ходят на четырёх». Данная связка по-своему исключает возможность последовательного (поэтапного) возникновения этих живых существ. ― Примеч. пер.   

[22] Во-первых, существуют различные комментарии данного айата, а утверждения упомянутых авторов верны только при одном из этих комментариев.  Следовательно, нельзя однозначно утверждать, что данный айат отражает те же самые  постепенные и эволюционные этапы сотворения животных, чтобы можно было считать его научным чудом.  

[23] Имеется в виду Адам (ʻа). — Примеч. пер.

[24] См.: Мешкини. Эволюция в Коране. С. 25-26.

[25] См.: Там же. С. 30-32.

[26] Принимая во внимание указание о поклонении ангелов человеку, которое идёт после упомянутых айатов в суре «Ал-Хиджр» (см. айаты 30-31),  Ширази говорит: «Под словами инсан и башар (“человек“) в данных айатах подразумевается Адам. И стиль выражения в этих айатах показывает, что в интервале между сотворением человека из глины и приобретением им нынешних форм никаких других подобных видов не существовало». Затем в ответ на доводы сторонников теории эволюции (траснформизма), основанные на слове сумма («потом» или «затем»), например, в 11-м айате  суры «Ал-Аʻраф» («Ограды»), он пишет: «Объяснение посредством слова сумма, которое используется в смысле “интервальной упорядоченности”, ни в коем случае не может служить аргументом в пользу прохождения миллионов лет и наличия тысячи видов. Скорее, не исключено, что здесь указывается на интервал времени между созданием человека из глины и вселением в него Божественного Духа. Ведь то же самое слово использовано при описании сотворения человека в эмбрионе, пройденных им этапов в ходе индивидуального развития (см. 5-й айат суры “Ал-Хаджж”). Следовательно, слово сумма используется при описании, как длительных, так и кратковременных этапов» (Макарим Ширази. Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 11. С. 88-89).

[27] Мешкини. Эволюция в Коране. С. 26-27.

[28] К, 23: 12.

[29] См.: Махмуд. Коран: попытка нового осмысления. С. 53-55.  

[30] См.: Дифдаʻ. Творение и человек сквозь призму науки и Корана. С. 152.

[31] Там же.

[32] Исма’ил. Научные указания на созидательные айаты Священного Корана. С. 11.  

[33] См.: Макарим Ширази.  Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 14. С. 23, 207; Т. 17. С. 125; Т. 20, С. 165; а также см.: Наджафи. Изумительные аспекты Корана. С. 86-88; Табари. Краткий экскурс по Корану. С. 225; Биазар Ширази. Прошлое и будущее мира. С. 52.

[34] Мисбах Йазди. Кораническое просвещение. С. 330.

[35] Слово аджал означает «определённое время», а выражение кади аджала переводится как «назначение срока» или «окончание определённого срока». Однако в ряде случаев данное выражение используется в смысле «последнего срока» (например, аджали дайн — «последний срок отплаты долга»). Под словом аджал обозначается также и «наступление смерти», то есть последние мгновения жизни человека. Исходя из других айатов Корана и преданий от членов Семейства Пророка (ʻа) выражение аджал мусамма («другой срок») в Коране означает естественный уход из жизни, а само слово аджал — внезапно наступившую смерть (См.: Макарим Ширази.  Образцовые комментарии. Т. 5. С. 147-149).  Следовательно, выясняется, что в айате имеется в виду срок от сотворения человека до его смерти: «Ведь Он сотворил вас из глины. Затем Он назначил один срок…» — время, которое человек обязан потратить на своё самовоспитание и самосовершенствование на земле;  «и [ещё] есть у Него [другой] срок…» — это смерть. Таким образом, подразумевается такой срок, который никакого отношения к этапу эволюции от глины до человека не имеет, а представляет собой только лишь этап мирской жизни.      

[36] См.: Ар-Рагиб ал-Исфахани. Отдельные пояснения к редкостям Корана. Статья «Сал».

[37] К, 32: 8-9.

[38] Мешкини. Эволюция в Коране. С. 27.

[39] См.: Мисбах Йазди. Кораническое просвещение. С. 320-329; Макарим Ширази.  Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 13. С. 396;  Т. 15. С. 126.

[40] См.: Мисбах Йазди. Кораническое просвещение. С. 339, 330;  Бюкай М. Сравнение между Торой, Евангелием, Кораном и наукой. С. 272; Макарим Ширази. Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 13. С. 396; Т. 15. С. 126; Т. 17. С. 126. 

[41] Мешкини. Эволюция в Коране. С. 39.

[42] Там же. С. 42.

[43] Важнейшими из вариантов трактовки 2-о айата суры «Ал-Инсан» являются:

   а) внутренние возможности и факторы наследственности;

   б) смешение мужских и женских половых клеток;

   в) смешение внутренних компонентов семени;

   г) смещение всех вышеупомянутых вариантов;

   д) развитие семени в эмбриональный период (См.:  Табатабаи.  Весы [справедливости] в толковании Корана (Тафсир «Ал-Мизан»). Т. 2. С. 209, 210; Макарим Ширази.  Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 25. С. 334).     

[44] К, 2: 213.

[45] «Как явствует из этого айата, до ниспослания пророчества в истории человечества был период, когда люди жили единым сообществом. По мнению некоторых экзегетов, а также на основе преданий единство людей, о котором говорится в данном айате, объясняется тем, что у них не было никакой религии и небесных установок, они жили согласно своему разуму, мыслям и понятиям. Следовательно, айат полностью соответствует нашему утверждению о втором этапе сотворения человека по теории эволюции» (Мешкини. Эволюция в Коране. С. 27-28).   

[46] Первый этап: примитивный и простой жизненный уклад, когда человечество не привыкло к социальной жизни, не было никаких противоречий, и люди поклонялись Богу соответственно своей природе.

Второй этап: жизнь человека приобретает социальный характер.

Третий этап: возникают неизбежные социальные противоречия и разногласия.

Четвёртый этап: пророки уполномочиваются Богом для спасения людей (Макарим Ширази.  Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 2. С. 57).   

[47] Там же.

[48] Субхани. Сотворение человека. С. 108.

  Существует и противоположное мнение. Так, например, Масих Мухаджири  убеждён, что Священный Коран ни в коем случае не подтверждает теорию эволюции. При разъяснении 33-о айата суры «Али ‘Имран» («Семейство ‘Имрана») учёный пишет: «Так как “обитатели миров” —  понятие общее, то Адам, Нух, Ибрахим и Семейство ‘Имрана (ʻа) были избраны среди людей, живших до них и после них. Можно даже утверждать, что Адам (ʻа) был избран после того, как стал отцом нескольких детей. Следовательно, до Адама (ʻа) других людей не существовало (См.: Мухаджири. Теория эволюции с точки зрения Корана. С. 54, 56).

[49] Макарим Ширази.  Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 2. С. 391.

[50] Мисбах Йазди. Кораническое просвещение. С. 345.

[51] Хаваʼ — Ева в христианской традиции.

[52] Мешкини. Эволюция в Коране. С. 46-47.

[53] См.: Там же. С. 48.

[54] Макарим Ширази.  Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 3. С. 245. 

[55] Там же. Т. 5. С. 367.

[56] Мешкини. Эволюция в Коране. С. 55-56.

В другом месте, рассматривая 14-й айат суры «Ар-Рахман» («Милостивый»), автор приводит два варианта его трактовки, и в итоге приходит к такому выводу, что данный айат не свидетельствует о верности лишь теории неизменности видов или теории эволюции в отдельности. Он имеет обобщённый характер и может служить доказательством как для первого, так и для второго варианта (См.: Там же. С. 54-55). 

[57] В айате указывается на христиан из Наджрана, которые говорили о рождении ‘Исы (ʻа). Факт отсутствия у него отца христиане преподнесли как довод в пользу божественности ‘Исы (ʻа). В данном и предыдущих айатах содержится ответ на этот вопрос. Но так как христиане не приняли этот ответ, то они были вызваны на честный диспут.

[58] Макарим Ширази. Образцовые комментарии. Т. 2. С. 435-436.

[59] Марйам (ʻа) — Мария в христианстве. — Примеч. пер.

[60] Третий и четвёртый варианты уподобления в данном айате основаны на словах:  «“Будь!” — и тот возник». Но, видимо, в данном выражении подразумевается второй этап сотворения, то есть сотворение духа, который есть в каждом человеке. 

[61] Конечно, согласно данному айату не исключено и такое утверждение, что здесь подразумевается пятый вариант уподобления, ибо христиане из Наджрана не признавали сотворение ‘Исы (ʻа)  из глины, считали его несотворённым и сверхъестественным. Следовательно, в айате содержатся доводы, опровергающие их взгляды, а не суждения относительно непосредственности или опосредованности сотворения ‘Исы (ʻа)  из глины. То есть в айате говорится не о наличии или отсутствии промежуточных звеньев сотворения. Поэтому данный айат не может быть аргументом в пользу теорий эволюции или неизменности видов.  

[62] К, 16: 4. Данная мысль прослеживается также и в других сурах Корана. См.: К, 77 : 36; 53: 66.

[63] К, 18: 37. Кроме того, этот вопрос затрагивается также в другом месте Корана. См.: К, 35: 11.

[64] К, 82: 7-8.

[65] К, 96: 2.

[66] Мешкини. Эволюция в Коране. С. 63-66.

[67] Пакнежад. Первый университет и последний пророк. Т. 1. С. 154.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...