Сура «Худ» ниспослана после суры «Йунус» в 9-м году пророчества Посланника в Мекке. Она начинается указанием на ясность и твердость айатов Корана. Сура призывает людей поклоняться Господу, и пользуясь Его милостью и щедростью, просить Его о помиловании. Далее подчеркивается основная миссия Посланника Аллаха — удержание людей от приобщения сотоварищей Богу и непристойных деяний. Многобожники, твердящие что Коран измыслил Пророк, призываются к состязанию: сочинить нечто подобное Корану.
В айатах 20 – 24 верующие и неверующие сравниваются с точки зрения принятия истины. Неверующие названы слепыми и глухими, а верующие — зрячими и слышащими. В этой связи упоминается история народов Нуха, Худа, Салиха, Лута, Шуʻайба и Мусы (25 - 99). Завершающая часть суры, которая в действительности подытоживает историю предшествующих народов, предписывает Пророку и истинным верующим не бояться толпы врагов, и нисколько не сомневаясь в поражении беззаконников, искренно верить в помощь Аллаха. Твердость в вере, о которой говорится в 112-м айате, имеет такое огромное значение, что по этому поводу Пророк говорил: «Худ» сделал меня седым»[1]. Сура «Худ» является второй сурой из пятерки «Алиф, Лам, Ра» (наряду с «Йунус», «Йусуф», «Ибрахим» и «Хиджр»). Тематической основой в этой серии является «поддержка Посланника Аллаха и изложение особенностей благородного Корана». В каждой суре из этой серии подробно рассматривается та или иная сторона данного вопроса (1, 12-13, 17, 112, 115, 123).
Основные тезисы суры[2]
1. Изложение основополагающих принципов ислама («единобожие», «пророчество» и «загробная жизнь») (1 - 24).
2. Нух призывает свой народ к единобожию (25 - 49).
3. Худ призывает адитов к единобожию (50 - 60).
4. Салих призывает самудян е единобожию (61 - 68).
5. Лут удерживает свой народ от сексуальных отклонений (69 - 83).
6. Шуʻайб призывает мадианитов к единобожию и удерживает их от обвешивания (84 - 95).
7. Муса призывает к единобожию Фараона и его свиту (96 - 99).
8. Пророку и верующим велено проявлять стойкость (100 - 123).