Сура «Йа Син» была ниспослана в Мекке, и является первой из 23-х сур, начинающихся клятвой. Тематической основой суры, как и у всех мекканских сур, является изложение трех основ веры. Сначала рассматривается вопрос пророчества, потом осуществляется переход к вопросу единобожия, и после упоминания о знамениях Единства Аллаха, излагается вопрос о загробной жизни.
Сура «Йа Син» начинается клятвой мудрым Кораном и объявлением о пророчестве Посланника, и о том, что он находится на праведном пути. Затем, указывается на прискорбное положение неверующих в Аду, и устрашения их Пророком объявляется бесполезным. Потому, что только смиренные сердца боятся гнева Господа. Далее приводится пример из истории жителей города Антакия (город на территории современной Турции), которые обвиняли посланников Аллаха в том, что они несут дурное предзнаменование. Они даже убили их защитника – плотника Хабиба, тем самым навлекли на себя кару божью, и вечное сожаление стало их уделом.
Начиная с 32-го айата, сура напоминает о знамениях сотворения, и о том, что во владычестве и божественности никто не может быть сотоварищем Аллаха. В продолжении упоминается о том, что с наступлением Часа, неверующие, удивившись своему воскресению, признают истинность обещаний Господа и призывов пророков. Верующие же возрадуются своему положению в Раю. В 69-м и 70-м айатах сура возвращается к обсуждению темы пророчества, и защиты Пророка. Завершающие айаты указывают на свидетельства загробной жизни, и сура завершается очень красивым подведением итогов по вопросу мирской и загробной жизни: «Пречист Тот, в Чьей Руке власть над всякой вещью! К Нему вы будете возвращены» (83).
О пользе заучивания и чтения этой суры, и ее влияние на мирскую и загробную жизни, очень много сказано. В некоторых преданиях ей присвоено название «сердце Корана» и «аромат Корана». Эта сура известна также под названием «плотник Хабиб», по имени верующего мужчины, вставшего на защиту пророков, о котором упоминается, начиная с 13-го айата.
Основные тезисы суры
1. Поддержка Посланника Аллаха, и тщетность увещевания неверующих (1 - 12).
2. Посланники Господа в городе Антакия (13 - 32).
3. Отворачивание неверующих от знамений единобожия (33 - 47).
4. Осуждение несостоятельной логики неверующих по поводу непризнания ими загробной жизни (48 - 54).
5. Различение верующих от неверующих в день Воскресения (55 - 68).
6. Ответ на наиболее распространенные наговоры на Пророка (69 - 70).
7. Доказательством воскресения является то, что все возникшее есть преходящее (71 - 83).