Сура «Лицемеры» ниспослана в Медине, в третьем году по хиджре. Тематической основой суры является определение лицемеров и предостережение верующих от их коварных замыслов. Эта сура была ниспослана в честь одного из главных лицемеров Медины по имени `Абд Алла ибн Убаййа, который плел козни против мусульман. Одним из правил совершения пятничного намаза является чтение суры «Собрание» в первом его рак`ате, и чтение суры «Лицемеры» во втором рак`ате, чтобы мусульмане еженедельным упоминанием о лицемерах и их козней, не смогли забыть о них.
Сура «Лицемеры» начинается с раскрытия притворства лицемеров, которые лжесвидетельствовали о пророчестве Посланника Аллаха. Далее, говорится о признаках, по которым можно определить лицемеров. В частности: ложное свидетельство, обаятельная внешность, всякий крик считают обращенным против себя, не расходуют на пути Аллаха. Сура заканчивается побуждением верующих к расходованию на пути Аллаха и предостережением, что пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха.
Лицемерие как явление возникло после переселения в Медину. В Мекке практически не было лицемеров, потому что, враги Пророка открыто заявляли о своей вражде. Однако, после распространения ислама, поверженные враги или противники, не имеющие возможности откровенной борьбы, для осуществления своих разрушительных планов, внешне вступали в ряды мусульман, но в тайне продолжали свои деяния. Отсюда, все айаты, связанные с двуличием и лицемерами, ниспосланы в Медине, а не в Мекке. В Мекке немногочисленные сторонники Пророка, чтобы стать мусульманином, расплачивались, чуть ли не жизнью. В Медине, быть мусульманином считалось преимуществом, потому некоторым, было бы легче в одежде мусульманина продолжить свое мошенничество. Такое разъяснение Корана является очень изящным и служит важным уроком для всех обществ.
Основные тезисы суры
1. Качества лицемеров (1 - 8).
2. Указание к безвозмездному расходованию на пути Аллаха (9 - 11).