Сокрушитель идолов; История пророка Ибрахима (мир ему)

Опубликовано в Пророки и посланники

Наступила весна, потекли реки Евфрат и Тигр, жители Ура[1] и других городов Вавилона радовались, устраивали праздники. Когда наступает весна, радуются люди, а в момент, когда поднимается уровень воды в реках, радость приходит крестьянину, потому что это приводит к увеличению урожая.

Жители города Ур приходили в храм Зиккурат[2], построенный в виде мноступенчатой пирамиды, приносили с собой свои дары и располагали их у подножия своих богов, в особенности, у бога Мардука (Мардуха).

Жители Вавилона устраивали праздник наступления весны за городом, в красивой местности, где проводили игры, пляски, ели различные яства. После завершения праздника возвращались в город и шли к храму, расположенному на вершине города Ур. Внутри него было множество богов, вытесанных из камня. Вавилонцы поклонялись Солнцу, Луне, Венере, а также своему царю.

В то время, около 4000 лет назад царем городом Ур был Намруд ибн Кана‘ан. Люди боялись его потому, что он был владельцем их земель, мог убить человека, запрятать его в тюрьму, отобрать имущество.

Весной люди несли свои дары (пшеницу и мелкий рогатый скот) в храм, помещали их у своих богов, чтобы те были довольны  их подаяниями и ниспослали им блага и изобилие.

Служители этого храма были астрологами и предсказывали по звездам. Сам царь часто просил их совета, а люди приносили им свои дары из страха.

Рождение Ибрахима (мир ему)

В один из дней священники храма пришли к царю Намруду и сказали ему:

- Звезды оповещают о рождении младенца, который положит конец твоему правлению.

Намруд с тревогой и опасением спросил:

- Когда он родится?

Священники ответили:

- В этом году.

В тот год Намруд дал указание, чтобы убивали всех новорожденных мальчиков.

При таких обстоятельствах, в тот самый год и родился пророк Ибрахим[3] (мир ему).

Его мать, опасаясь за жизнь своего ребенка, нашла укрытие в пещере, и оставила своего безгрешного ребенка в ней, а сама возвратилась домой.

Об этом случае никто не узнал. Намруд в тот год убил многих детей. Некоторые из этих детей прожили всего лишь несколько месяцев, другие  несколько дней, третий прожили всего несколько часов.

Намруд боялся рождения, имевшегося ввиду ребенка. И когда, тот год завершился, Намруд облегченно вздохнул, так как он убил всех новорожденных мальчиков.

Ибрахим (мир ему) родился в городе Каусарийи, недалеко от городов Ур и Вавилон и вырос в пещере. Всевышний Аллах всегда оберегал его.

Намруд хотел убить младенца, но Аллах пожелал, чтобы Ибрахим (мир ему) остался живым для того, чтобы направить идолопоклонников от многобожия к единобожию.

Ибрахим (мир ему) вырос, мать его пришла к пещере, поцеловала и обняла своего ребенка. Затем повела в дом. Люди приняли его за двух или трех годовалого ребенка. Они не знали, что прошло всего несколько недель от его рождения, поэтому стража  от его рождения, поэтому стража Намруда не тронула младенца.

Идолы

В те далекие времена люди были идолопоклонниками. Они поклонялись Мардуку, принимая его за бога всех богов, Айю, которого считали богом справедливости и закона, Сина — богу неба и богине Иштар (богиня плодородия и плотской любви, войны и распри), а также и другим идолам. Многие из них обожествляли Венеру, Луну и Солнце. Но никто не поклонялся Единому Богу (Аллаху). Именно  в такое время родился пророк Ибрахим (мир ему).

Азар

Азар был астрологом. Он делал скульптуры богов, а Намруд советовался с ним. Ибрахим (мир ему) жил в доме Азара, который приходился ему дедушкой по матери, поэтому Ибрахим (мир ему) называл его отцом.

Ибрахим (мир ему) вырос, наступила пора его молодости. Всевышний наделил его разумом, мудростью, рассудительностью и чистым сердцем. По этой причине он не поклонялся идолам, не уверовал им. Он удивлялся тому, как люди могут преклоняться каменным идолам, вытесанным своими руками. Ведь Бог выше них.

Когда наступила темнота, Ибрахим (мир ему) отправился в город, чтобы найти истину. В темноте ничего другого, кроме храма, не было видно. Те, кто поклонялись Венере, искренно и со смирением устремили свои взоры на небо. Они были убеждены, что она есть их Создатель и дарует им блага и изобилия.

Ибрахим (мир ему) стоял рядом с храмом и смотрел на небо. Он жаждал найти истину, искал  «истинного  Бога»… В этот момент на небе появилась луна и своим осветила всю местность.

Ибрахим (мир ему) был смышленым молодым человеком, хотел вразумить заблудившийся народ о том, что Бог больше, чем Венера, и по этой причине сказал им:

- Это мой Создатель.

Люди, которые поклонялись Венере, повернулись лицом к нему и спросили:

- Как?

Ибрахим (мир ему) ответил им:

- Звезда Венера, которой вы поклоняетесь, исчезла с поля зрения, но истинный Бог не скрывается и не исчезает.

Прошло время, и луна закончила свое движение и скрылась.

Спустя время взошло солнце.

Ибрахим (мир ему) воскликнул:

- Это мой Бог и Он большой.

Некоторые из людей поверили тому, что сказал молодой человек. Про себя говорили, может это и есть истина, что он говорит. То самое солнце, которое даёт и свет и тепло.

Но и солнце скрылось, и снова темнота окутала всю местность, Ибрахим (мир ему) посмотрел на небо и громким голосом сказал:

- Я воздерживаюсь от поклонения солнцу, оно не является божеством, а я поклоняюсь лишь Богу, который создал Венеру, луну, солнце, землю, небо и всех нас.

Верующий юноша

Однажды Ибрахим  (мир ему) сказал: «Я не боюсь идолов и не боюсь Намруда». Его речи стали известны повсюду. Народ знал, что Ибрахим (мир ему) высмеивал лживых богов, которые не приносили ни пользы, ни вреда.

Когда Ибрахиму (мир ему) исполнилось шестнадцать, то весь народ Вавилона знал, что он, не поклоняется их богам, многие из людей видели его надсмехающимся над богами.

Даже, Азар, дедушка Ибрахима (мир ему), в один день видел, как тот делал идола красивее, чем идолы Азара. Сначала Азар обрадовался, подумав, что Ибрахим (мир ему) хочет ему помочь следить за храмом, но Ибрахим (мир ему) разбил идола, которого он вытесал,.

Азар, увидев то, что сделал Ибрахим (мир ему), очень рассердился и сказал ему:

- Ибрахим, почему ты разбил бога, которого сделал сам? Ты не побоялся гнева богов?

Ибрахим (мир ему), сохраняя уважение, ответил:

- Отец, почему ты поклоняешься идолам, которые не слышат, не видят и не могут удовлетворять твою нужду? Отец! Не поклоняйтесь Сатане, ведь он ослушался Всевышнего.

- Эй, Ибрахим, тебе не нравятся мои боги?  Если не откажешься от своих деяний, я закидаю тебя камнями. Покинь меня на долгое время.

Ибрахим (мир ему) был очень воспитанным и любил своего деда Азара и даже называл его отцом. Поэтому, прежде чем покинуть дом он пришел к Азару, приветствовал его и сказал: «Да будет мир с тобой, я буду просить за тебя у Господа прощения, ведь действительно Всевышний проявляет любовь ко мне».

Ибрахим (мир ему) взывал к Всевышнему, чтобы направил Он Азара на путь истины и веры.

Ибрахим (мир ему) отдалился от людей и стал поклоняться  Единому Господу. Люди же по каждому случаю направлялись в храм и преклонялись каменным идолам, принося  им свои бесчисленные дары. Но Ибрахим (мир ему) поклонялся лишь Единому Богу, опровергая идолов.

Весна

Все  люди поклонялись звездам, солнцу, месяцу и даже жестокому Намруду. И только Ибрахим (мир ему) думал о призыве и наставлении людей к поклонению Единому Богу.

Наступила весна, стали видны бутоны цветов, увеличивалась вода в реках. Люди радовались приходу весны и готовились к большому празднику благоденствия.

В те времена люди, чтобы отметить праздник отправлялись за город, где ели и веселились. Затем возвращались в город, приносили свои дары  в храм, ставили их возле своих богов, а также вручали подарки предсказателям-астрологам.

Когда люди, как обычно, вознамерились отправиться за город, то Ибрахим (мир ему) не пошел с ними. Тогда они спросили Его:

- Эй, Ибрахим, почему не идешь?!

Ибрахим (мир ему) ответил:

- Мне нездоровиться.

Он был опечален тем, что люди не могли определить истинный путь. Ибрахим (мир ему) во всем отличался от людей. Одежда его была чистой, ногти коротко убраны и волосы подстрижены.

Все, даже Намруд и предсказатели, собрались пойти за город, отметить праздник весны.

Ибрахим (мир ему) остался в городе один, взял топор и направился к большому храму. Там находилось множество различных богов, вытесанных из камней. Некоторые из них были маленькими, другие – большими. Здесь же находился и самый огромный идол Мардук, который считался богом над всеми богами.

Ибрахим (мир ему) поднялся по лестнице храма, он был пуст, только идолы находились в нем, и присутствовал отвратительный запах крови и испорченного мяса.

Взгляду Ибрахима (мир ему) представились десятки лжебогов. В своих мыслях он думал о том, как люди могут поклоняться камням, не приносящим ни вреда, ни пользы?! Идолы, будто вбитые гвоздем, оставались на своих местах без движения, они не могли говорить никаких речей или делать что-либо.

Ибрахим (мир ему) с гневом и недовольством в голосе крикнул:

- Почему не едите?

Голос его отозвался эхом в пустом храме: «Почему не едите?»

Ибрахим (мир ему) громким голосом спросил:

- Почему не произносите речь?

Вновь только его собственный голос отозвался эхом: «Почему не произносите речь?»

Ибрахим (мир ему) принял решение разбить этих лживых богов и доказать людям, что они ничто иное, как камни.

Он взял топор и разбил лица богам. Идолы из-за ударов, нанесенных молодым Ибрахимом (мир ему), рассыпались у его ног.

Когда черед дошел до большого идола, Ибрахима (мир ему) осенила мысль и он  не разбил идола, а лишь повесил топор ему на шею большого бога. После того, как разбил идолов, наполнил храм обломками камней и покинул его.

Всё в храме напоминало следы землетрясения. Ибрахим (мир ему) покинул храм и посмотрел на небосвод. Он увидел пару белых голубей, которые спокойно летали на фоне голубого неба. Праздник, устроенный за городом, был завершен. Люди возвращались в город Вавилон. Наступил вечер и город погрузился в темноту.

Настало время приношения даров каменным богам. Все направились к храму. Они шли длинной цепью с факелами и дарами в руках. Впереди этого каравана шли священники.

Войдя в храм, служители испугались. Люди также смотрели с ужасом в глазах. Картина, представшая перед ними, была наводящей страх. Все боги, кроме большого, были разбиты и превращены в груду камней.

Большой из богов, как обычно, все эти долгие годы, продолжал стоять на своем месте. Но на этот раз на его шее висел топор. Никто не направился в его сторону, чтобы спросить, что здесь произошло. И он сам, как обычно, сохранял молчание. Ведь он был всего лишь камнем!

Раздавались недоуменные голоса, которые спрашивали друг у друга; «Кто же осмелился разбить святых богов?» Один из них сказал: «Мы знаем одного, кто, может быть, сделал это… Только он мог осмелиться на такое и разрушить богов. Это Ибрахим. Мы постоянно слышали, как он осмеивает богов и говорит, что идолы не приносят ни пользы, ни вреда».

Служители храма были сильно рассержены. Они таили гнев в сердцах и знали, что Ибрахим (мир ему) был единственным, кто без уважения отзывался о них.

Суд

Намруд пришел в храм. Произошло важное событие, которое угрожало его правлению.

По этой причине Намруд дал указание арестовать Ибрахима (мир ему) и судить его.

Судья расположился рядом с Намрудом. Храм был заполнен людьми. Стражи привели молодого Ибрахима (мир ему) и подвели его к судье и Намруду.

Суд начался с произношения судьей следующей речи:

- Мы знаем, что ты надсмехаешься над нашими богами. А также знаем, что ты не принимал участие в празднике весны. Укажи нам на человека, который подобным образом обошелся с нашими богами. Эй, не ты ли, Ибрахим, так поступил с этими богами?!

Ибрахим (мир ему), сохраняя спокойствие, ответил:

- Большой идол сделал это. Если он может рассказать, спросите у него.

Все люди смотрели на упомянутого идола. На нем висел топор, но он никогда и не заговорит.

Судья сказал:

-Неужели, ты не знаешь, что эти боги не могут говорить, и не могут дать ответ!

Ибрахим (мир ему) сказал:

-Так как же вы можете поклоняться вещам, которые соорудили своими руками. Как вы можете боготворить каменные идолы, которые не приносят ни вреда, ни пользы, не произносят речи и не принимают ваши жертвоприношения и дары?

Все присутствующие в храме, даже судья, опустили свои головы. Каждый говорил себе: «Истина за Ибрахимом. Как может камень быть Богом? Каким образом мы поклоняемся безжизненной статуе, не имеющей души?!»

Священнослужители храма разгневались, не в их интересах было то, чтобы люди знали обо всем. Потому, что познание людей приведет к завершению их власти, правления и вмешательству во все дела. Осознавая это, они кричали:

- Как вы можете простить Ибрахима, видя то, что он сделал со святыми нашими богами?

- Как мы можем пойти на соглашение с человеком, который разбил богов, приносящих нам блага и изобилие.

Намруд стоял рядом со священнослужителями. Ему вспомнились их предсказание о рождении ребенка, который положит конец его правлению, и он громким гневным голосом произнес:

- То, что совершил Ибрахим, есть преступление и он должен понести наказание.

Люди, оказывая уважения к Намруду и поддерживая его речь, поднялись со своих мест.

Намруд сказал:

- Мы должны защитить своих священных богов, а наказание Ибрахиму - сожжение на костре.

Все, даже дед Ибрахима (мир ему), Азар восстали против него.

И только малое количество присутствующих были расстроены и огорчены уготованной Ибрахиму (мир ему) участи. Среди них была Сара, дочь тети Ибрахима (мир ему) и его двоюродный брат Лут[4] (мир ему).

Сара была молодой и умной девушкой, которая уверовала в слова Ибрахима (мир ему)

Лут (мир ему) был также одним из тех, кто уверовал в Единого Бога и пророчество Ибрахима (мир ему)

До приведения наказания в исполнение Ибрахим (мир ему) был помещен в тюрьму.

Костер, в котором хотели сжечь его, предполагался быть очень большим, поэтому начали собирать дрова. Днем и ночью все были заняты сбором. Все идолопоклонники для отомщения за разгромленных богов, были едины в приготовлении костра.

В этот промежуток времени Намруд решил провести дискуссию с Ибрахимом (мир ему) об Едином Боге. Ибрахим (мир ему) пришел во дворец Намруда. Он не приветствовал царя и не поклонился ему и даже не склонил голову пред Намрудом. Ибрахим (мир ему) не боялся никого, кроме Всевышнего и не поклонялся никому, кроме Него.

Намруд с высокомерием спросил:

- Эй, Ибрахим, Бог, в которого  веруешь ты, кто?

Ибрахим (мир ему) ответил:

- Я поклоняюсь Господу, который может воскресить умерших и умертвить живых.

-  Я также могу убить и оживить, - со своей надменностью сказал Намруд.

Затем хлопнул руками и громким голосом приказал:

- Приведите одного заключенного и одного приговоренного к смерти.

Стражники привели двоих прикованных в цепях и кандалах люлей. Намруд сказал палачу:

- Этому отсечь голову, а другого, приговоренного к смерти, освободить.

Затем, обратился к Ибрахиму (мир ему):

- Видишь, я действительно, живого приговорил к смерти, а мертвого – к жизни?!

Ибрахим (мир ему) от дискуссии на эту тему отказался, так как то, что сделал Намруд, было неправильным поступком, и Ибрахим (мир ему) лишь сказал:

- Господь, которому я поклоняюсь, Тот, Кто создал так, что солнце восходит на востоке. Можешь ли ты сделать так, чтобы оно всходило на западе?!

Намруд растерялся от поставленного Ибрахимом (мир ему) вопроса, потому что он не имел такой силы и возможности, по этой причине Намруд был ошеломлен и ничего не сказал.

Четыре птицы

Намруд вновь задумал провести дискуссию с Ибрахимом (мир ему) и сказал ему: «Я оживляю и убиваю, но Всевышний твой такой силы не имеет! Только ты так утверждаешь».

Ибрахима (мир ему) ещё раз вывели из темницы и привели к Намруду, который спросил его:

- Разве ты не говорил, что Господь твой может оживлять и умертвлять? Так покажи мне это.

Ибрахим (мир ему) посмотрел на небо и ответил:

- Господь мой, Всемогущ, и всё в Его власти.

Затем он поднял руки к небу и воззвал:

- Господи, покажи мне, каким образом Ты оживляешь мертвых.

- Эй, Ибрахим, разве ты не уверовал? - спросил Всевышний.

- О да, я уверовал, но хочу успокоить свое сердце,  - ответил Ибрахим (мир ему).

Всевышний повелел Ибрахиму (мир ему), чтобы он поймал четырых птиц, убил их, а тело их разделил  и поместил на вершину четырех гор.

Ибрахим (мир ему) сделал так, как велел ему Господь.

Никто, кроме Всевышнего Аллаха не может вернуть жизнь этим умершим птицам. И только Он есть Тот, Кто дарует жизнь людям, животным и растениям.

Ибрахим (мир ему) встал между горами и крикнул:

- Эй, мертвые птицы, по веленью Божьему прилетите ко мне.

И тут произошло невероятное: головы, крылья птиц соединились с туловищем, к ним вернулась жизнь, всё встало на свои места, как прежде. Сердце птиц забилось, они замахали крыльями и поднялись высоко в небо, затем приземлились и сели у ног Ибрахима (мир ему). Он совершил земной поклон Всевышнему, но Намруд вновь богохульствовал и дал указание, заточить Ибрахима (мир ему) в темницу.

Грозный огонь

Народ Вавилона, а также их предшественники  шумеры[5], использовали нефть, смолу и спички. По этой причине народ Вавилона задумали устроить самый большой костер. И всё это было из-за того, что Ибрахима (мир ему) разбил их вымышленных богов.

Они больше месяца собирали хворост за городом, и раньше, чем на месяц добавили в него смолу и залили нефтью.

Картина людей Вавилона, которые собирали хворост, было обычным.

Идолопоклонники, которые почитали и совершали поклон перед идолами, все вместе принимали участие в сборе хвороста, так как они верили, что их боги приносят им блага и изобилие.

И так наступил день осуществления  приговора. Стража Намруда вывела из города Ибрахима (мир ему) со связанными руками. Народ Вавилона, чтобы увидеть наказание молодого Ибрахима (мир ему) также направился за город. Пришли священнослужители храма и подожгли костер. Пламя со скоростью охватило весь хворост и дрова, так как они были залиты смолой и нефтью. Высота пламени огня достигла десятков метров.

Люди отстранились и отошли назад, чтобы огонь не обжег их. Ибрахим (мир ему) спокойно наблюдал за огнем. Он верил в Бога и не боялся никого, кроме Него. Руки его были связаны, священники предполагали, что Ибрахим (мир ему), увидев большой полыхающий костер, принесет свои извинения, совершит поклон перед идолами и попросит у священнослужителей прощения. Но Ибрахим (мир ему) был спокоен и уверен и, молча, ожидал того, что ему предписал Господь.

И здесь перед ними возникла трудность, каким образом бросить Ибрахима (мир ему) в огонь? Так как никто не мог приблизиться к этому большому костру, ведь его жар которого на десятки метров. Священнослужители задумались о том, как решить эту проблему. Одному из них пришла дьявольская мысль, и он сказал:

- Поместим его (Ибрахима) в катапульту.

И нарисовал её схему на земле. При помощи катапульты можно было с расстояния сбросить Ибрахима (мир ему) в середину огня.

Ибрахим (мир ему), как и прежде, находился в полном спокойствии.

Люди смотрели на молодого Ибрахима (мир ему) и удивлялись его выдержке и непоколебимости. В этот важный момент к Ибрахиму (мир ему) спустился ангел и спросил его: «Нуждаешься ли в чем-либо?»

Ибрахим (мир ему) не думал ни о ком, кроме Всевышнего и ни к кому не обращался с просьбой. Свои желания он направлял только к Богу. Поэтому он ответил ангелу:

«Я ни в ком не нуждаюсь и ни у кого, кроме Господа ничего не прошу».

Всевышний проверил Ибрахима (мир ему), проверил его веру и искренность. Ибрахим (мир ему) был истинным праведником.

Стража отпустила веревку катапульты, и в одно мгновение Ибрахим (мир ему) оказался в воздухе, приближаясь к середине огромного костра.

Бог Тот, Кто сотворил огонь и дал ему силу сжигать, и только Он был мощен лишить огня силы сжигания. Всевышний приказал огню: «Эй, огонь, стань для Ибрахима прохладным цветником».

Огонь также продолжал полыхать, но потерял свою силу  сжечь кого-либо. Он не нанес никакого вреда Ибрахиму (мир ему), только сгорели веревки, при помощи которых его поместили в костер.

Та часть костра, в которую упал Ибрахим (мир ему!) превратился в красивый и полный цветов сад. И огонь окружил его со всех сторон. Пламя огня, как и раньше, продолжало подниматься к небу, но для Ибрахима (мир ему) огонь был подобен прохладному саду.

Бог испытал Ибрахима (мир ему), Он знал степень его веры и по этой причине любил его, спас  и сделал победителем над врагами.

Намруд был в ожидании, когда погаснет огонь, чтобы увидеть, что случилось с Ибрахимом (мир ему!) и устроить праздник в честь победы над ним.

Огонь был очень большим и грозным, он полыхал днями и ночами и поэтому угас постепенно.

Намруд подошел к огню, чтобы посмотреть, что случилось с Ибрахимом (мир ему), превратился ли он в пепел? Но он и жители Вавилона были удивлены и убедились, что Бог Ибрахима (мир ему!) Всесилен и Всемогущ. Поэтому оставили его в покое, чтобы жил свободно.

Переселение

Ибрахим (мир ему) так прожил еще несколько лет, пока не женился на верующей девушке Саре, дочери своей родной тети. Сара была богатой девушкой, обладающей широкими землями, имуществом и скотом. И всё это она подарила мужу.

Ибрахим (мир ему) занимался земледелием и пас скот. Поля его давали богатый урожай, увеличивалось поголовье скота, Бог даровал ему блага и изобилие. Он был великодушным, гостеприимным, оказывал помощь бедным и нуждающимся людям. Так Ибрахим (мир ему) жил среди своего народа и призывал поклоняться Богу Единому и отказаться от идолопоклонничества.

Священнослужители храма были недовольны Ибрахимом (мир ему), а Намруд боялся потерять свой трон и власть. По этой причине он принял решение изгнать Ибрахима (мир ему) из Вавилона.

Намруд дал указание, чтобы Ибрахима (мир ему!) выгнали из города, а весь его скот отобрали и отдали Намруду, потому что он считал, что этот скот принадлежит правителю Вавилона.

Ибрахим (мир ему) сказал Намруду: «Если ты хотите забрать мой скот и имущество, но верните мне те годы жизни, который я прожил в Вавилоне».

Жалобу представили судье Вавилона, который дал указание, чтобы Ибрахим (мир ему) отдал властям города всё, что имеет, а взамен правитель должен вернуть столько лет жизни, сколько Ибрахим (мир ему) провел на их земле.

Поэтому Намруд отказался от своих слов и разрешил Ибрахиму (мир ему) переселиться со всем своим имуществом и скотом.

Переселяясь и покидая Вавилон, Ибрахим (мир ему) сказал: «Я  направляюсь к своему Господу, Он будет направлять меня».

Он ушел в другие края, чтобы призывать людей к Единобожию и отказу от язычества.

Ибрахим (мир ему) любил людей и хотел для них счастливой жизни. Он покинул Вавилон и направился в Палестину.

Хаджар

Ибрахим (мир ему) вместе со своей супругой Сарой и Лутом (мир ему) достигли земель королевства коптов[6]. Здесь Ибрахиму (мир ему) пришлось отдать правителю десять процентов своего имущества, чтобы сборщик налогов дал разрешение на вступление на эту землю.

Сборщик налогов, увидев красоту Сары, решил представить её перед правителем. Ибрахим (мир ему) рассердился и сказал сборщику налога, что готов отказаться от всего имущества, но никогда не даст им разрешения увести Сару. Ибрахим (мир ему) также сказал ему, что он будет до последнего дыхания бороться в защиту своей чести и совести.

Ответственный за налоги поставил в известность правителя коптов, и тот дал указание, чтобы Ибрахим (мир ему) и Сара предстали перед ним. Когда правитель увидел Сару, он захотел взять её к себе в жены. Ибрахим (мир ему) был огорчен и отвернулся, потому что не желал, чтобы кто-либо дотрагивался Сары. Ибрахим (мир ему) просил Бога, чтобы Он защитил Сару. Бог принял его мольбу, у правителя парализовало руку.

Правитель так и не смог дотронуться до Сары и осознал, что его удержал Бог Ибрахима (мир ему).

Он обратился к Ибрахиму (мир ему):

- Это твой Господь сделал со мной такое?

- Да, Господь мой справедлив, - ответил Ибрахим (мир ему).

- Бог твой справедлив и ты тоже. Теперь попроси, чтобы Он вернул мои руки в прежнее состояние. Никогда не повторю подобного, - попросил правитель.

Ибрахим (мир ему) обратился к Всевышнему с просьбой, чтобы Он вернул руки правителя в прежнее состояние.

Всевышний принял просьбу Ибрахима (мир ему).

После этого правитель коптов относился с уважением к Ибрахиму (мир ему) и его супруге. И в знак уважения подарил Саре, в качестве прислуги молодую девушку по имени Хаджар[7].

Палестина

Ибрахим (мир ему) направился в Палестину. Когда они достигли берегов Мертвого моря, он велел своему племяннику Луту остаться жить в городе Содоме, чтобы он призывал жителей этих краев к Единобожию и добродетели. Его светлость Ибрахим (мир ему) продолжил свой путь и достиг местности в Палестине, называемой сегодня аль-Халиль (г. Хеврон).

Долгие годы проживал Ибрахим (мир ему) в этой стране.

Исмаʻил (мир ему)

Ибрахим (мир ему) не имел детей, так как его супруга Сара была бесплодна. По этой причине у Сары появилась мысль подарить свою служанку Хаджар своему супругу, чтобы тот женился на ней, и Всевышний подарил Ибрахиму (мир ему) ребенка.

Ибрахиму (мир ему) было более семидесяти лет, когда он женился на Хаджар и у них родился Исмаил.

Всевышний повелел Ибрахиму (мир ему), чтобы то отвел Хаджар и Исмаила в местность под названием Хиджаз (Саудовская Аравия). Ибрахим (мир ему) выполнил повеление Бога и вместе с супругой Хаджар и маленьким Исмаилом (мир ему) направился на юг. Кругом лежала сухая безводная пустыня, на которой не было видно растительности. Ибрахим (мир ему) продолжал свой путь, каждый раз смотря на небо, откуда ангелы сообщали ему, что он до сих пор не достиг той земли.

После долгих дней и ночей, проведенных в пути, Ибрахим (мир ему) достиг сухого, безводного и пустынного ущелья, которое окружали высокие горы,  где не было ни деревца, ни куста.

Спустился ангел и сообщил Ибрахиму (мир ему), что это и есть та священная земля, и он должен оставить здесь Хаджар и Исмаʻила (мир ему) и вернуться в Палестину.

Ибрахим (мир ему) всегда беспрекословно повиновался Божьему повелению. Пребывание на этой сухой безводной местности одинокой женщины с маленьким ребенком, Хаджар и Исмаʻила (мир ему) было мучительно и больно.

Ибрахим (мир ему) попрощался с супругой, поцеловал маленького сына Исмаиʻла (мир ему) и покинул их[8].

- Ты хочешь оставить нас одних в этой безводной пустыне? – спросила Хаджар.

- Всевышний дал мне такое указание, - печально ответил Ибрахим (мир ему).

Хаджар была такой женщиной, которая уверовала в Единого Бога и пророчество своего супруга Ибрахима (мир ему), поэтому она сказала:

- Если Бог повелел тебе, значит, Он не забудет о нас.

Ибрахим (мир ему) ушел. Он вернулся в Палестину. Хаджар и её сын Исмаʻил (мир ему), одни, остались в той безводной пустыне.

Весть о рождении сына Исхака (мир ему)

Ибрахим (мир ему) и Сара состарились. Ибрахим (мир ему) не любил один садиться за трапезу, он был гостеприимным человеком и всегда сам лично обслуживал гостей, подавая им вкусные блюда.

Однажды пришли трое гостей и вежливо приветствовали Ибрахима (мир ему). Он быстро направился к стаду овец и привел жирного барана, заколол его и приготовил для них вкусное блюдо. И тут произошел удивительный случай: Ибрахим (мир ему) увидел, что гости его не отведали блюда. Он насторожился. Гости успокоили его:

-Эй, Ибрахим, не бойся, мы ангелы и Бог послал нас, чтобы мы наказали жителей Содома.

Ибрахим (мир ему) погрузился в раздумья о судьбе жителей Содома и сказал ангелам:

-В городе Содом проживает Лут (мир ему).

- Мы лучше знаем, кто там живет. Всевышний повелел нам разрушить город, а людей, кроме Лута (мир ему) и его дочерей, убить[9].

Ибрахим (мир ему) желал, чтобы люди изменились и поэтому попросил ангелов дать им срок, но ангелы были Божьими посланниками и спустились, чтобы исполнить Его волю. Люди Содома оставались язычниками и один за другим совершали непристойные дела, перекрывали дороги путникам и причиняли мучения и страдания своему пророку Луту (мир ему)

Зная всё это, ангелы сказали:

- Эй, Ибрахим, откажись от этих просьб, таково Божье повеление.

Ибрахим (мир ему) размышлял про себя, почему же ангелы пришли к нему?

Ангелы сообщили Ибрахиму (мир ему), что Всевышний подарит ему ребенка (Исхака[10]), а родит его  Сара.

Сара, услышав эту новость, удивилась:

- Это невероятное событие, как я могу родить ребенока, ведь я бесплодна, а муж мой уже старый человек.

- Ты удивляешься Божьему велению? Это и есть милость и благоденствие Всевышнего, ведь, поистине он Всемогущ и Милосерден.

Сара и Ибрахим (мир ему) обрадовались этой новости, но Ибрахим (мир ему) продолжал тревожиться за народ Лута (мир ему), хотел отвести от них Божью кару и гнев, но ангелы оповестили, что Всевышний разгневался и решил наказать этот народ за их разврат, грехи, за приносимые ими мучения своему пророку Луту (мир ему). Ангелы, чтобы поскорее исполнить Божьи повеления, покинули дом Ибрахима (мир ему) и направились в Содом.

Строительство Каабы

Ибрахим (мир ему)  направился в Хиджаз, чтобы навестить сына Исмаила (мир ему).

Исмаʻил (мир ему) стал юношей и проживал в землях Хиджаз вместе с арабами рода Джурхум.

Здесь Ибрахим и Исмаил (мир им) приступили к строительству Божьего Дома, как символа Единобожия во всем мире. Кааба была первым домом, который по велению Бога был построен для людей. Он напоминал о достоинстве и положении Ибрахима (мир ему) и каждый, кто входил внутрь, находился под защитой. Ибрахим и Исмаʻил (мир им), полностью завершив строительство Каабы, обратились к Всевышнему:

- О, Боже, прими нашу работу, поистине Ты Всемогущий и Всеслышащий.

Бог для строительства Каабы выбрал сухую, безводную местность, на которой не было растительности. Когда строительство полностью завершилось, Он ниспослал хаджар аль-асвад (черный камень) из рая, и с этого дня Кааба стала олицетворять символ Единобожия.

Последнее испытание

Ибрахим (мир ему) с сыном Исмаʻилом (мир ему) выполнили обряды хаджа. Когда настало время выполнения ритуального обряда - пробежки между горами Сафа и Марва -  Ибрахим (мир ему) вспомнил, как Хаджар в поисках воды для своего младенца металась между этими горами, и каким образом для грудного ребенка из-под земли заструилась чистая родниковая вода. Ибрахим (мир ему) вспомнил все эти события и опечалился, он думал о сне, который приснился несколько дней раньше. Ему приснилось, что он сам отрежет голову своему сыну в знак жертвоприношения перед Всевышним. Сон его предсказывал реальность, и смысл его был в том, что по Божьему велению Ибрахим (мир ему принесет в жертву  Исмаʻила (мир ему) и таким образом завершит свою миссию.

Но примет ли Исмаʻил? Готов ли он отдать себя в жертву? Ибрахим (мир ему), думая обо всем этом, опечалился. Исмаил же, видя это, сказал отцу:

- Отец, вижу, вы чем-то опечалены?

Ибрахим (мир ему) повернулся к сыну Исмаʻилу (мир ему), который был молодым человеком с чистой душой и верой, и сказал:

- Да, сын мой, мне приснилось, что я приношу тебя в жертву, ты можешь растолковать его.

- Меня приносишь в жертву?!

- Да, каково твое мнение?

Времени на раздумье не оставалось, Всевышний повелел своему посланнику Ибрахиму (мир ему) принести в жертвоприношение своего сына  Исмаʻила (мир ему).

Бог хотел ещё раз испытать Ибрахима (мир ему), чтобы проверить степень его веры и покорности. Исмаил (мир ему), молодой и верующий юноша сказал отцу:

- Отец, исполни Божью волю, если это веленье Господа, я проявлю терпение.

Ибрахим (мир ему) никого так не любил, как своего сына Исмаʻила (мир ему), но Бога он любил больше, что и послужило причиной отдаления его от деда Азара. Ибрахим (мир ему) сильно любил своего деда Азара, всегда называл его отцом, но когда Азар стал язычником, он отдалился от него.

Ибрахим (мир ему), несмотря на то, что был сильно привязан к молодому и верующему Исма ʻилу (мир ему), послушался Божьего повеления. Он поцеловал сына.

У Ибрахим (мир ему) всегда был с собой нож. Исмаил (мир ему) был покорен Божьему велению, он смело шел навстречу смерти, он находился в полном спокойствии. Он тревожился только одного, как бы пронзительная боль не вынудила его к сопротивлению, что заставило бы старого отца страдать.

По этой причине он сказал отцу:

- Отец, прошу тебя, свяжи накрепко мои руки и ноги и поспеши принести меня в жертву.

Ибрахим (мир ему) заплакал и  в последний раз поцеловал своего сына. Исмʻаил (мир ему) приготовился и ждал часа. Ибрахим (мир ему) взял нож в руки, Исмаʻил (мир ему) поднял голову к небу, и под лучами солнца стала видна его белая, хрупкая шея.

И в это волнующее мгновение произошел необыкновенный случай:   Ибрахим (мир ему) услышал небесный глас:

- Эй, Ибрахим, ты исполнил свой долг. Всевышний повелевает тебе принести в жертву вместо Исмаʻила этого барана.

Ибрахим (мир ему) увидел барана, спускающегося с вершины горы, которого он и принес позже в жертву.

Таким образом, Ибрахим (мир ему) с сыном Исмаʻилом (мир ему) завершили ритуальный обряд хаджа.

И сегодня мы, когда состригаем волосы со своей головы, смываем с себя нечистоты, подстригаем ногти или делаем обрезание своему ребенку, в действительности следуем традиции его светлости Ибрахима аль-Халила (мир ему).

Ибрахим (мир ему) был тем человеком, кто обучил нас этим деяниям, а также научил поклоняться Единому Богу.

Если сравнить все три религии, иудаизм, христианство и ислам, то мы увидим, что последователи всех этих религий веруют в Бога. И мы должны знать, что это существует благодаря его светлости Ибрахиму (мир ему), ибо Всевышний избрал его (мир ему) в качестве пророка и посланника и впоследствии назначил его имамом и руководителем. Господь закрепил пророчество и имамат за его детьми. Его светлость Муса и ʻИса (мир им), дети Исхака (мир ему), а также пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его) имамы из семейства пророка (мир им) являются потомками сына Ибрахима Исмаʻила (мир им).

Поэтому в молитве мы говорим:

«О Господь! Благослави Мухаммада и его семейство, как Ты благословил Ибрахима и его род. Поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный!»

Искренний

Всевышний Аллах, убедившись в вере и истинной покорности Ибрахима (мир ему), дал указание ему, чтобы он не боялся никого, кроме Его Святой Сущности. По этой причине он стал Божьим избранником и стал известен как Искренний Ибрахим (Ибрахим Халил).

Ибрахим (мир ему) прожил долгую жизнь, возможно более ста двадцати лет, и стал старцем. В таком преклонном возрасте он не мог уже дойти до Хиджаза, совершить хадж, навестить своего сына Исмаʻила (мир ему). Поэтому Исмаʻил (мир ему), чтобы увидеть отца, направился в Палестину. В это время Ибрахим (мир ему) был болен. Его болезнь, и старческая слабость сильно утомили его и он покинул этот бренный мир. После прожитой долгой жизни, проведенной в борьбе и призыве людей к Единобожию, он нашел успокоение, совершив путь к своему Богу.

Его душа ушла в Царство Небесное после того, как он взял клятву с сыновей Исмаʻила и Исхака (мир им) о том, что они будут призывать человечество к поклонению Единому Богу.

«О Господь! Ниспошли благословение Мухаммаду и его семейству, подобно тому, как ниспослал Ты благословение Ибрахиму и его роду. Поистине, Ты - Достойный похвалы и Славен!»

Из Корана

Задумывался ли ты [, о Мухаммад,] над тем, кто спорил с Ибрахимом относительно его Господа, [кичась] царской властью, нисосланной ему Аллахом? [Вспомни], как сказал ему Ибрахим: «Господь Мой — Тот, кто оживляет и умерщвляет». [Царь] возразил: «Именно я оживляю и умерщвляю». Сказал Ибрахим: "Воистину, Аллах заставляет солнце всходить на востоке,  так заставь же его взойти на западе». И был ошеловлен тот, кто не уверовал (т. е. царь). Ведь  не указывает Аллах нечестивцам прямого пути[11].

Ибрахим сказал: «Господи! Покажи мне, как оживляешь Ты покойников». [Аллах] спросил: «Разве ты не уверовал?» Ответил тот: «Почему же? Но задаю я вопрос ради успокоения сердца моего». И повелел Господь: «Поймай четырех птиц, возьми их, [разорви на части] и оставь по кусочку на каждой горе. А потом кликни их. Они слетятся к тебе стремительно. Знай же, что Всемогущий Бог, Премудрый»[12].

 


[1] У р — один из древнейшиз шумерских городов-государств, который был расположен на юге современного Телль-Мукайара в Ираке.

[2] З и к к у р а т — (от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.

[3] И б р а х и м — библейский проррок Авраам.

 

[4] Л у т — библейский пророк Лот.

[5] Ш у м е р ы  — народ, заселявший Южное Междуречье (междуречье Тигра и Евфрата на юге современного Ирака) в IV—III тысячелетиях до н. э.

[6] К о п т ы ― народность, проживающая преимущественно в Египте.

[7] Х а д ж а р – библейская Агарь.

[8] Подробный рассказ о жизни Исма‘ила читайте в седьмой главе.

[9]  Подробный рассказ о пророке Луте читайте в следующей главе.

[10] И с х а к ― библейский Исаак.

[11] Сура Аль-бакара («Корова») ― 2:258.

[12] Сура Аль-бакара («Корова») ― 2:260.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...