Движение Солнца в айатах Корана: научное чудо Священной Книги

Опубликовано в Разные статьи

Солнце — одно из Божественных знамений, которым Бог клянётся в Коране[1]. О Солнце и его движениях Он упоминает в разных айатах. И поэтому многие из экзегетов, учёных и специалистов по космологии высказали в этом плане свои воззрения. При этом они ссылались на следующие айаты:  

«Служит ночь знамением для них, которую лишаем Мы света [дневного], так что погружаются они во тьму. Солнце плывёт к предназначенному для него местопребыванию. Таково предписание Всемогущего, Всеведущего» (К, 36: 37-38).

«Не следует солнцу догонять луну, а ночи — день опережать, и плывёт по орбите [своей] каждое [тело] небесное» (К, 36:40). 

«Именно Он сотворил ночь и день, Солнце и луну. И все они (то есть тела небесные) плывут по небосводу [по орбитам своим]» (К, 21:33). 

«И подчинил [Бог] власти Своей Солнце и луну, и пребудут они в движении до строка положенного» (К, 13:2)

«Он подчинил вам Солнце и луну, непрестанно находящиеся в движении» (К, 14:33)

Краткая история

Солнце — это звезда, которую каждый человек может видеть ежедневно, а его кажущееся движение (с востока на запад)[2] всегда привлекало внимание людей.

Люди в течение многих столетий думали, что Солнце двигается вокруг Земли, и сложное астрономическое воззрение древнегреческого мыслителя Птолемея (87–165 гг. до н. э.) было заложено на той основе, что Земля суть центр Вселенной. Он считал землю неподвижной и характеризовал её как центр всех небесных сфер[3].

Астрономическая теория Птолемея властвовала над людским мышлением в течение семнадцати столетий, после чего Коперник (1473-1543) предложил новую астрономическую теорию (названную его именем), согласно которой Солнце вращалось вокруг Земли. Но он считал, что подобное вращение осуществляется по правильному кругу. После него Кеплер (1571-1630) сделал открытие об эллипсоидном движении Земли вокруг Солнца. Идеи этих двух учёных позднее были подытожены и обоснованы[4] итальянцем Галилео Галилеем (1564-1642), после чего гелиоцентрическая система была представлена в новом плане, и на её основе было признано движение планет (Меркурия, Венеры, Земли, Марса, Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна и Плутона) вокруг Солнца.

Но астрономы (даже Коперник, Кеплер и Галилей) пока ещё были убеждены, что Солнце находится в состоянии покоя[5]. И даже в приговоре суда инквизиции Галилей был обвинён в том, что он признал Солнце неподвижным (вопреки утверждениям Священного Писания, в котором Солнце считается движущимся небесным светилом[6]), но он не согласился признать движения Солнца в подобной форме[7].

А в новой эпохе выяснилось, что Солнцу свойственны несколько форм движения:

Первая — вращательное движение, в ходе которого Солнце делает вокруг своей орбиты полный круг за 25, 5 дней. 

Вторая — поступательное движение вместе с Солнечной системой с южной стороны небесной сферы к её северной стороне со скоростью 19, 5 км/с.

Третья — поступательное движение, в ходе которого оно вместе с Солнечной системой со скоростью 225 км/с кружится вокруг центра галактики[8].

 

Конечно, говорится и о других формах движения Солнца, которые нами будут рассмотрены в ходе обсуждения отдельных научных аспектов.

Научные тайны

Комментаторы Корана с учётом их подхода к айатам, связанным с движением Солнца, подразделяются на две группы:

Первая группа: экзегеты прежних времён

Комментаторы Священного Корана с самых ранних времён стремились к раскрытию смысла айатов, связанных с движением Солнца, но, с одной стороны, в умах у людей царствовала астрономическая теория Птолемея, а с другой — внешний смысл айатов Корана (относительно движения Солнца и Земли по определённой орбите) не соответствовал этой астрономической теории. Поэтому некоторые комментаторы решили устранить наблюдаемые противоречия между айатами Корана, астрономической теории Птолемея и кажущимся дневным движением Солнца[9].

Табарси[10] говорит:

«Относительно местоположения Солнца известны три мнения:

1) Солнце продолжает своё движение, пока не настанет конец света. А это означает, что оно не имеет постоянного местоположения.

2) Солнце движется в течение определённого временного интервала, пределы которого оно не преступает.

3) Солнце движется по присущим ему зимней  и летней стоянкам (перигей и апогей), не преступая их пределы.

Следовательно, пространство внутри пределов этих перигеев и апогеев и есть местоположение Солнца»[11].

Шахристани  относительно айата «И плывёт по орбите [своей] каждое [тело] небесное» (К, 36:40) пишет:

«Каждое тело плывёт по своей орбите», и мы неоднократно отметили, что внешний аспект этого айата не соответствует древнему астрономическому воззрению, ибо, согласно видениям древних астрономов, движение звезды в самом теле небесной сферы невозможно (она, звезда, стационарно прикреплена к этому телу). Поэтому прежние астрономы связали внешний аспект смысла айата с аллегорией, а слово йасбахун (“плывёт” или “находится в состоянии плавания”) объяснили как абсолютный смысл движения и отметили, что здесь имеется в виду движение каждой звезды вместе с её сферой».

При этом в айате встречается предлог фи («в» или «на»), что свидетельствует о движении тела в своей сфере или по своей орбите. Кроме того, этот же автор относительно айата «Солнце плывёт к предназначенному для него местопребыванию» пишет:

«Прежние астрономы, аргументируя свои воззрения при помощи этого айата, считали, что движение, наблюдаемое от восхода до заката Солнца, свойственно самому этому светилу. Но при трактовке смысла слова «местопребывания» они столкнулись с определёнными противоречиями…

Некоторые из них утверждали, что Солнце совершает движение, пока не достигает своего местопребывания в созвездии Овна (а это подразумевает покой cолнца в созвездии Овна, что является абсурдом).

А некоторые другие отметили, что Солнце двигается по своей орбите (что абсурдно с точки зрения древней астрономии)»[12].

Удивительно, что Макарим Ширази, автор «Тафсира “Немуне”» при трактовке айата «И плывёт по орбите [своей] каждое [тело] небесное» (К, 36:40) предполагает, что здесь подразумевается ощущаемое нами движение Солнца [кажущееся в результате обмана зрения]; затем он оценивает данное предположение наравне с другими предположениями, не опровергая их[13], тогда как эти айаты относятся к Божественным знамениям (айатам), а кажущееся (ложное) движение не может быть Божьим знамением»[14].

Вторая группа: новые экзегеты

а) движение Солнца в Коране и в объяснениях учёных

Современный комментатор Макарим Ширази, упоминая о различных трактовках  понятия таджри («плывёт») в 38-м айате суры «Йа син», пишет: 

«Последней и самой новой трактовкой данного айата является то, что недавно было открыто учёными, а именно движение Солнца вместе со всей гелиоцентрической системой в определённом направлении галактики к далёкой звезде, которая именуется Вегой[15]. В другом месте слово «плывёт» трактуется как поступательное[16] движение»[17].

Ещё один из учёных, после того как утверждает, что Солнце двигается со скоростью 19, 5 км/с с южной стороны неба к северу, далее ссылается на 2-й айат суры «Ар-Раʻд» («Гром») и 33-й — суры «Ибрахим»[18].

Табатабаи после признания того, что плавание Солнца означает его движение в галактике, говорит:

«С научной точки зрения, как показывает логика научного рассуждения, дело обстоит как раз наоборот, то есть не Солнце движется вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца; кроме того, доказывается, что Солнце и его планеты совершают поступательное движение в сторону стационарного своего местопребывания»[19].

Сайид Хабат ад-Дин Шахристани также говорит о поступательном движении Солнца в сторону звезды под названием Джойи, находящейся на правом бедре созвездии Геркулес[20]. А слово «плывёт» (таджри) он считает упоминанием о поступательном движении Солнца[21].

Тантави в своей книги «Ат-тафсир ал-джаухар» после изложения краткого введения о различных формах движения объясняет вышеупомянутый айат как упоминание о движении Солнца вместе с  Солнечней системой вокруг отдельно взятой суперзвезды. Затем он приводит множество примеров относительно движения самолетов, автомобилей и т. д., которые к данному айату никакого отношения не имеют[22].

По данному вопросу встречаются аналогичные высказывания в книгах «Вечно Живой и чудеса Корана» Мухаммада ‘Али Садата[23], «Коран и новейшие научные достижения» Джаʻфара Ризайифара[24], а также  «Священный Коран и наука о хадисах»] Мансура Мухаммада Хасба ан-Наби[25].  

б) поступательное (круговое) движение Солнца вместе с галактикой

Макарим Ширази относительно айата «Плывёт по орбите [своей] каждое [тело] небесное» (К, 36:40) предполагает:

Первое — это движение Солнца с учётом наших ощущений [кажущееся дневное движение Солнца, которого мы замечаем под воздействием движения Земли и которое согласно народному поверю, якобы, принадлежит Солнцу][26].

Второе — плавание Солнца по своей орбите, фактически является движением Солнца вместе с cолнечной системой в галактике. Ибо сегодня уже доказано, что наша cолнечная система является частью огромной Галактики, вращающейся вокруг своего центра.

А словосочетание «плывёт по орбите» он считает указанием на вращательное движение самого Солнца, который, противоречит известной и весьма популярной в период ниспослания Корана астрономической теории Птолемея. И таким образом данное высказывание он считает ещё одним доказательством научного чуда Корана[27].

Один из мыслителей, принимая во внимание, что Солнце за 200 миллионов лет со скоростью 225 км/с делает полный виток вокруг центра Галактики, для доказательства этого положения ссылается на 2-й айат суры «Ар-Ра’д» и 33-й айат суры «Ибрахим»[28].

Доктор Морис Бюкай, ссылаясь на 33-й айат суры «Ал-Анбийаʼ» («Пророки») и 40-й айат суры «Йа син» («Плывёт по орбите [своей] каждое [тело] небесное») приходит к такому выводу, что в Коране уточняется, что Солнце совершает движение по определённой орбите. А данное утверждение находится в противоречии с астрономической теорией Птолемея, которая в эпоху Пророка (с) была весьма популярна.

Он говорит:

«Несмотря на то, что теория Птолемея во времена Пророка ислама (с) также была общепризнанной, тем не менее в Коране о ней вовсе не упоминается»[29].

Хабат ад-дин Шахристани относительно движения Солнца и его системы планет, ссылаясь на некоторых авторов, говорит:

«Солнце со всеми своими планетами движется вокруг самой яркой звезды из созвездия Плеяды, эта звезда именуется на французском языке Алкаботи, а на арабском ― ‘Икд ас-Сурайа («Узел Плеяды»)».

Некоторые другие авторы[30] объясняют данное круговое движение посредством айатов Корана (36:40). Например, Мисбах Йазди, имея в виду упомянутые айаты (36:40), пишет:

«В Коране небосвод (фалак) рассматривается как море, по которому плывут небесные тела. Естественно, имеется в виду пространство, по которому движутся эти тела, определяя свои орбиты в нём; а не так, как утверждали древние астрономы, что будто бы небосвод находится в состоянии движения, а тела прикреплены к нему.  

В Коране с самого начала прежнее “предположение о небосводах” было объявлено неприемлемым. Из этого айата следует, что все небесные тела находятся в состоянии движения; а это как раз то, что доказано современной астрономией»[31].

Напоминание:

Кажется, внешний аспект айата соответствует второму значению (движение Солнца по определённой орбите), которое подтверждается высказываниями в тексте самого айата: «Плывёт по орбите [своей] каждое [тело] небесное»[32].

в) вращательное движение Солнца вокруг своей оси

В книге «Тафсир “Немуне”» [«Образцовые комментарии»] говорится:

«А некоторые другие авторы под словом таджри (“плывёт”)[33] подразумевали упоминание о вращательном движении солнечного шара вокруг своей оси, поскольку в результате научных исследований окончательно доказано, что, действительно, Солнце вращается вокруг своей оси»[34].

Затем автор в сносках разъясняет, что начальная буква лам («л») в выражении лимустакаррин лаха («к предназначенному для него местопребыванию»), согласно трактовке, означает то же самое, что и предлог  фи («в»), указывающий на местоположение[35].

Напоминание:

В данном случае смысл айата будет таким: «Солнце движется в пределах своего  местопребывания [то есть вращается вокруг своей оси]».

Ахмад Мухаммад Сулейман также говорит: «Буква лам (“л”) в арабском языке, сливаясь с последующим словом, образует тринадцать смыслов». Затем он разъясняет, что если лам означает фи[36], то данное выражение понимается в смысле вращательного движения Солнца. Но если лам употребляется в смысле ила (предлога “к”), то означает поступательное движение». Затем, он говорит: «Это риторическое чудо Корана, когда одно выражение лимустакаррин лаха  (“к предназначенному для него местопребыванию” или “в своём местопребывании”) обозначает два научных чуда»[37].

Сайид Хабат ад-дин Шахристани приводит слова Сайида Мухаммада Хусейна Марʻаши Шахристани и других авторов, которые предполагали, что слово мустакарр здесь применяется в смысле месторасположения, а буква лам (в слове лимустакаррин) означает предлог «в». Другими словами, здесь подразумевается вращательное движение Солнца[38].

Один из учёных также, говоря о вращательном движении Солнца, которое делает вокруг своей оси полное вращение в течении 25,5 дней, для доказательства этого явления ссылается на 2-й айат суры «Ар-Раʻд» [«Гром»] и 33-й айат суры «Ибрахим»[39].

Некоторые другие авторы, такие как Мухаммад ‘Али Садат, в качестве доказательства движения Солнца воспринимали 37-й и 40-й айаты суры «Йа син»[40].

Другой учёный также отмечает, что возможно буква лам в слове лимустакаррин использована в смысле предлога «в» и считает подобное использование данной буквы указанием на вращательное движение Солнца.

г) продолжительность жизни Солнца до определённого срока

Один из мыслителей относительно айата «и пребудут они (Солнце и Луна) в движении до срока положенного»[41] пишет:

«Видимо, при высказывании о продолжительности движения Солнца и Луны до определённого срока имеется в виду то, что настанет срок, когда эти небесные светила гаснут; а этим днём является День восстания [из мёртвых] (кийамат[42].

Подобное значение, по мнению Хабат ад-дина Шахристани, присуще и айату «Солнце плывёт к предназначенному для него местопребыванию»[43]. Он пишет:

«Под словом “плывёт” (таджри) подразумевается поступательное движение Солнца в глубине космоса, а под словом “местопребывание” (мустакарр) — “время пребывания”, а не “местопребывание”. И смысл будет таким: Солнце движется до срока, когда должно будет покоиться, то есть до Дня воскресения (кийамат)».

Пояснение:

В данном случае слово мустакарр характеризовали как имя существительное, указывающее на время.

Современные физики утверждают:

«Солнце способно светить 10 млрд. лет, а из этой продолжительной жизни прошло уже 5 млрд. лет. Поэтому ныне Солнце находится на средней точке своего жизненного пути»[44].  

д) внутреннее движение Солнца

Кажется, слово таджри («плывёт» или «течёт») в айате ― «Солнце плывёт к предназначенному для него местопребыванию»[45] ― имеет ещё и другое значение. То есть между словами «движение» (тахаррук) и «течёт» (или «плывёт») (таджри) существует определённая разница, заключающаяся в том, что словом тахаррук обозначают только «движение», такое как движение вперёд или в обратную сторону автомобиля, который при этом не перевернётся. Но слово таджри используется по отношению к жидким веществам, таким, как вода, которая во время своего движения наряду с поступательным перемещением, переворачивается и перемешивается.

Сегодня учёные выяснили, что Солнце наряду с вращательным движением, линейным смешением и внутренним перемещением обладает ещё одним особым движением. Ибо внутри Солнца постоянно происходят термоядерные взрывы, чтобы зародить световую и термическую энергию и светиться[46]. И эти взрывы приводят к смешению расплавленных веществ внутри Солнца, они иногда выбрасываются на расстоянии многих километров[47].

Другими словами, Солнце не только движется, но подобно воде течёт и постоянно перемещается. И передача коранического изречения, связанного с этим явлением, возможна только посредством Божественного откровения (вахй). Следовательно, данное высказывание можно характеризовать как проявление научного чуда Корана.

Пояснение:

Здесь может быть сказано, что в связи с использованием в Коране слова таджри («плывёт» или «течёт»), которое характеризует движение Солнца и Луны (13-й айат суры «Фатир» («Создатель»), 5-й суры «Аз-Зумар» («Толпы») и 29-й суры «Лукман»): «Подчинил Он [Себе] Солнце и луну, и проходят они [путь свой] в срок определённый» (К, 35:13). И в связи с тем, что Луна не состоит из расплавленного вещества, слово таджри характеризующее расплавленные вещества (такие, как вода и Солнце), не имеет отношения к течению. Наоборот, это — иносказание, связанное с тем, что Луна и Солнце, подобно кораблю, плывут по космосу. Следовательно, данное слово не является окончательным доводом в пользу плавучести или расплавленного состояния Солнца. Поэтому нельзя однозначно утверждать, что данное слово может быть доказательством научного чуда Корана. 

Анализ и выводы

Относительно соответствия между движением Солнца и упомянутыми айатами необходимо отметить несколько моментов:

1. В связи со значением слова мустакарр («местопребывание»)[48] существуют три возможных варианта: отглагольное имя (инфинитив) с суффиксом ам, имя места и имя времени. Таким же образом слово лимустакарр («к местопребыванию») также (в зависимости от оттенков приставки ли) обладает тремя возможными смысловыми вариантами[49]. Имеются в виду ила («по направлению»), фи («в» или «на») и гайа («конечная цель»).  Кроме того, мы ранее отметили, что по отношению к слову таджри («течёт» или «плывёт») существует возможность наличия четырёх смысловых вариантов (поступательное линейное движение, вращательное движение, продолжительность земной жизни и внутреннее движение Солнца).

В результате умножения количества этих возможных вариантов получается число 36[50]. То есть при трактовке айата существуют 36 возможных вариантов; но не исключено, что в айате подразумеваются все эти 36 вариантов.

Следовательно, не исключена и вероятность того, что Солнцу присуще и другое «течение» (движение), которое пока ещё нам не ведомо, но которое в айате подразумевается. Поэтому невозможно однозначно утверждать, что в айате подразумевается один из этих предполагаемых видов движения, и невозможно исключать также наличие других (ведомых нам или неведомых) физических процессов.

Конечно, как нами было уже отмечено, внешний аспект 37-40-о айатов суры Йасин указывает на второе значение (внутреннее движение Солнца вокруг своей оси), которое подтверждается словом йасбахун («плывёт» или «течёт»).

2. Поступательное движение Солнца к неизвестному месту в качестве вывода может исходить из слова лимустакарр («к [своему] местопребыванию»). Но конкретное определение этого места (звезда Вега, Джойи или Геркулес и т. д.) или навязывание этого явления айатам Корана не представляется достоверным. Ибо подобное место пока конкретно не определено. И поэтому не следует приписывать Корану какие-либо предположительные места.

3. Конкретное указание Корана на движение Солнца (независимо от смысловых вариантов самого движения и течения) принадлежит к категории научных вопросов данной Книги и к её своего рода раскрытию тайн. Ведь в Священном Коране вопросы об орбите (фалак) Солнца, его реальном течении и движении были высказаны ещё тогда, когда в астрономической теории Птолемея признавалась только одна форма движения Солнца, основанная на обмане зрения. Данное обстоятельство говорит о научном мудрости Корана и величии того, через кого была ниспослана эта Книга, то есть Пророка ислама (с).

Доказывают ли упоминания Корана о движении Солнца наличие научных чудес в этой Книге?

В этом плане следует признать необходимость подробного изложения. То есть следует полагать, что данные формы движения ранее были известны из Библии[51], и поэтому коранические сообщения об этом не относятся к категории научных чудес. Но та часть, о которой было сообщено в Библии, и  которая, вопреки астрономической теории Птолемея, содержится в Коране, относится к научным чудесам Корана.

Первая часть, о которой говорится в Библии, состоит из того же высказывания в Псалтыре, которое гласит: «По всей земле проходит звук их, и до пределов Вселенной слова их. Он поставил в них жилище Солнцу…» (Пс, 18:5).

Из этого предложения можно извлечь в качестве итога только то, что Солнцу присуще поступательное движение[52].

Но высказывания о других формах движения (таких, как поступательное линейное, вращательное, движение во временных отрезках и внутреннее движение) относятся к кораническим инициативам, доказывающим научные чудеса этой Книги.

Мухаммад Али Ризаи Исфахани

Из книги «Чудеса и удивительные аспекты Корана»

Библиография

Кестлер, Артур. Хабгардха [Лунатики]. / Пер. на перс. (фарси) Манучехра Рухани [Б.м., б.г.]

Наджафи, Гударз. Маталеб-е шегифтангиз-е Кур’ан [Изумительные аспекты Корана]. Тегеран: Субхан, 1998.

Нури, Хусейн. Данеш-е аср-е фаза [Знание эпохи Космоса]. Кум: Муртаза, 1991.

Садат, Мухаммад Али. Зендей-е джавид ва и‘джаз Кур’ан [Вечно Живой и чудеса Корана]. Тебриз: Фалак, 1996.

Шахристани, Сайид Хабат ад-Дин. Ислам ва хаййат [Ислам и астрономия]. Наджаф: Ал-Гарра, 1937.

Юбелакер, Эрих. Физик-и навин [Новая физика] / Пер. на перс. (фарси) Бехруза Байзайи. Тегеран: Кадйани, 1991.

 

 


[1] К,  91: 1.

[2] Ежедневное движение Солнца с востока на запад является кажущимся, а не действительным. Ибо под впечатлением движения Земли с запада на восток  у человека возникает «обман зрения». И ему кажется, что это Солнце двигается по отношению к Земле, а не наоборот.  

[3] Птолемей утверждал: «Три четверти земной поверхности состоит из воды, воздушная сфера окружает эти воды и сушу. Воздушная сфера окружена огненной сферой, которая в свою очередь находится в объятиях лунной сферы. А лунная сфера содержит только одну звезду, то есть Луну. После лунной сферы чередуются одна за другой сферы  Меркурия, Венеры, Сольца, Марса, Юпитера и Сатурна, каждая из которых окружает предыдущую сферу, и каждая из них имеет только одну звезду, именем которой она названа.

    После сферы Сатурна последует восьмая или стационарная сфера, к которой гвоздём укреплены все звёзды. А за восьмой сферой последует девятая — заключительная сфера под названием Атлас, в чреве которой в упомянутом порядке расположены все небесные сферы; данная сфера лишена звёзд и обладает бесконечным диаметром. За одни сутки Атлас со всеми расположенными в нём сферами делает полное вращение вокруг Земли». Цит по: Шахристани. Ислам и астрономия. С. 5-7.      

[4] Там же. С. 9-10.

[5] См.: Наджафи. Изумительные аспекты Корана.  С. 24; Амин. Путь совершенства. Т. 5. С. 9; Шахристани. Ислам и астрономия. С. 179. Авторы данных произведений утверждают, что Коперник считал Солнце неподвижным по отношению к Земле и Солнечной системе, а не по отношению ко всей Вселенной.     

[6]«По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу» (См.: Пс,  18: 5).

[7] См.: Кестлер А. Лунатики. С. 590.

[8] Шахристани. Ислам и астрономия. С. 180; Нури. Знание эпохи Космоса. С. 2 ; Руссо П. История наук. С. 347.

[9] См.: Табари. Свод изложений по комментариям к Корану. Т. 33. С. 5-16.

[10] Ат-Табарси, Абу ʻАли ал-Фадл б. ал-Хасан (ум. в 1154 г. н.э.) — один из самых выдающихся учёных-богословов; его книга «Свод разъяснений к толкованию Корана» состоит из 10-и томов. — Примеч. пер.

[11] Ат-Табарси. Свод разъяснений к толкованию Корана. Т. 8. С. 424, 425. 

[12] Шахристани. Ислам и астрономия. С. 183-185.

[13] Макарим Ширази. Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 18. С. 386-389.

[14] Подобные суждения с его стороны кажутся удивительными, так как в Священном Коране, когда речь идёт о кажущемся (ложном) движении (восходе и заходе Солнца в результате обмана зрения) говорится: «Видел бы ты, как восходило Солнце справа от пещеры их, а закатывалось по левую сторону» (К, 18: 17). В этом айате предложение начинается со словами «видел бы ты» (тара), то есть ты видишь и думаешь, что Солнце восходит. А относительно истинного смысла движения солнца говорится: «Солнце плывёт к предназначенному для него местопребыванию» (К, 36:37). То есть, здесь нет ничего напоминающего о кажущемся (ложном) движении. 

[15] Макарим Ширази. Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 18. С. 382.

Один из современных авторов также относительно местопребывания солнца приводит подобную мысль, называя высказывания об этом научным чудом Корана (См. Наджафи. Изумительные аспекты Корана. С. 25-26).

[16] Макарим Ширази. Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 18. С. 388.

[17] В этом словосочетании мы должны букву лам («л») в словосочетании лимустакар лаха воспринимать как ила («в сторону»), то есть «Солнце плывёт в сторону своего местопребывания».

[18] Нури. Знание эпохи Космоса. С. 25-26.

[19] Табатабаи. Весы [справедливости] в толковании Корана (Тафсир «Ал-Мизан»). Т. 17. С. 59.

[20] Шахристани. Ислам и астрономия. С. 181.

[21] Там же.

[22] Тантави. Жемчужины комментирования Корана. Т. 9. С. 172.

[23] Садат. Вечно Живой и чудеса Корана. С. 28-30.

[24] Ризайифар. Коран и новейшие научные явления. С. 131.

[25] Хасб ан-Наби. Священный Коран и наука о хадисах. С. 264.

[26] Описание этого явления было дано в сносках предыдущих страниц, когда говорилось о действительном и мнимом движении.

[27] См.: Макарим Ширази. Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 18. С. 386-389.

[28] См.: Нури. Знание эпохи Космоса. С. 26, 35-36.

[29] Затем, с упоминанием о французских переводах Священного Корана, в которых слово фалак («небосвод» или «орбита движения небесных светил») переведено в фальсифицированной форме («небесная сфера» или «железная ось»), говорит: «Первый перевод Корана на французский язык, в котором слово фалак было переведено как “орбита”, принадлежал Хамидаллаху, пакистанскому учёному». Цит. по: Бюкай М. Сравнение между Торой, Евангелием, Кораном и наукой. С. 215-216.   

[30] Науфал. Коран и наука о хадисах. С. 178 и далее.

[31] Мисбах Йазди. Кораническое просвещение. Т. 2. С. 152.

[32] К, 36: 40.

[33] К, 36: 38.

[34] Макарим Ширази. Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 18. С. 382.

[35] Там же.

[36] Т.е. предлоги «в» или «на», в зависимости от ситуации. — Примеч пер.

[37] Сулайман. Коран и наука. С. 35-36.

[38] См.: Шахристани. Ислам и астрономия. С. 186.

[39] См.: Нури. Знание эпохи Космоса. С.  26, 35-36.

[40] Садат. Вечно Живой и чудеса Корана. С. 28-30.

[41] К, 13: 2.

[42] Нури. Знание эпохи Космоса. С. 35.

[43] К, 36: 38.

[44] См.: Эрих Юбелакер. Новая физика. С. 20-21. Он пишет: «Солнце за секунду в качестве топлива расходует 564 миллиона тонн водорода; из этого количества образуется 560 миллионов тонн гелия, 4 миллиона тонн оставшегося вещества превращается в энергию, которая в виде света и тепла распространяется по космосу».

[45] К, 36: 38.

[46] В частности, Эрик Юбелакер пишет: «При температуре 15 миллионов градусов и давлении в 200 миллиардов атмосфер, просто говоря, ядра атомов водорода превращаются в ядра атомов гелия… Поэтому в этом процессе теряется определённая масса, что, согласно формуле Эйнштейна, превращается в энергию. Данное действие называется “атомное расплавление посредством ядерного кипения”» (См.: Юбелакер Э. Физике навин. С. 20). 

[47] См.: Жур. «Иттила’ате ‘илми» [«Научная информация»]. 1991. № 193. В одной из научных статьей данного номера журнала говорится: «За каждый отрезок времени, продолжительностью в 2 часа и 40 минут, поверхность Солнца на 6 км перемещается внутрь или наружу. При этом диаметр Солнца меняется на 10 км. Это и есть биение пульса Солнца. Под воздействием окружающих Солнца магнитных полей образуются горячие пятна, которые отдаляются от него со скоростью 1 600 000 км/час и быстро остывают». 

[48] К, 36: 38.

[49] Приставка лам («ли») в слове лимустакарр имеет несколько возможных значений:

  а) Лам в смысле ила («по направлению») — «Солнце идёт по направлению к своему местопребыванию» (См.: Табатабаи. В Весы [справедливости] в толковании Корана. Т. 17. С. 79).

  б) Лам в смысле фи («в» или «на») — «Солнце движется в своём местопребывании» (См: Шахристани. Ислам и астрономия. С. 184; Макарим Ширази.  Образцовые комментарии (Тафсир «Немуне»). Т. 18. С. 382).

   в) Лам («до») для указания конечной цели — «Солнце плывёт до своего местопребывания» (См: Табатабаи. Весы [справедливости] в толковании Корана (Тафсир «Ал-Мизан»). Т. 17. С. 89)

   г) Лам в смысле напоминания — «Солнце плывёт в своём местопребывании».

    Есть ещё и другое разночтение данного айата: «Солнце плывёт и не имеет конкретного местопребывания» (См.: Табарси. Свод разъяснений к толкованию Корана. Т. 8. С. 1272).  Данный вариант передан со слов Имама Саджжада (ʻа), Имама Бакира (ʻа) и  Имама Садика (ʻа), а также со слов Ибн ‘Аббаса, Ибн Масʻуда и ‘Ата. Табарси в поддержку этого варианта говорит: «Внешний аспект этого айата имеет общий характер, но его смысл — частный. То есть пока существуют небеса, Солнце не может иметь постоянное местопребывание; но когда небеса разверзнутся, то Солнце также будет покоиться на одном месте».

   Слово лимустакарр может быть отглагольным именем (инфинитивом) с суффиксом ам, именем места или времени. Следовательно, смысл заключается в том, что «Солнце движется по направлению к  месту своего покоя» или «движется, пока не обрело покоя», то есть до конца дней своей жизни или до срока или места обретения покоя (См.: Табатабаи. Весы [справедливости] в толковании Корана (Тафсир «Ал-Мизан»). Т. 18. С. 89).

    Данный вариант (наступление конца дней или срока покоя) исходит из айата: «…проходят они [путь свой] в срок определённый»  (К, 35: 13). Ибо выражение «в срок определённый» здесь использовано вместо выражения «до местопребывания» (лимустакарр).

    Исключением может быть случай, когда «Солнце плывёт к предназначенному для него местопребыванию» (К, 36: 38). Здесь наблюдается выдвижение нового вопроса относительно Солнца, который в других айатах (35: 13; 13: 2; 39: 5) не встречался. То есть Солнце и Луна — оба объекта движутся в назначенное время в сторону временного конца (иначе говоря, Солнце обладает ещё и временным концом).

   Ибн Касир в своём комментарии относительно словосочетания «к своему местопребыванию» (лимустакаррин лаха) отмечает наличие двух вариантов:

    Первый:  определённое местопребывание, то есть место под Троном Божьим, ближе к земле.

    Второй: конец движения солнца при наступлении Дня воскресения (кийамат). Подробно см.: Ибн Касир. Комментарии к Великому Корану (краткое изложение). Т. 3. С. 162; Сайид ал-Джамили. Медицинские чудеса в Коране. C. 32.    

[50] 3x3 = 9;  9x4 = 36.

[51] Пс, 103: 19.

[52] Хотя не исключено, что отцы церкви в период Средневековья понимали данные высказывания в смысле кажущегося движения солнца (основанного на обмане зрения). Но данное высказывание само по себе свидетельствует о периодическом поступательном движении.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...