Сура «Запрещение» ниспослана в Медине, перед сурой «Собрание» и вслед за сурой «Комнаты». Об обстоятельствах ниспослания этой суры говорится, что когда Пророк приходил к своей жене Зайнаб, она встречала его со стаканом медового шербета. Аиша и Хафса, другие жены Пророка, из ревности сговорились, что при посещении их Пророком, пожалуются на неприятный запах, исходящий от него. Так и поступили. Пророк в угоду им, мед объявил запретным для себя. А им поручил, по этому поводу не распространяться, чтобы некоторые по примеру Пророка не объявляли мед запретным для себя, или Зайнаб не обиделась, узнав об этом. Однако божественное откровение раскрыло их сговор. Всевышний из милосердия к Пророку, запретил ему объявлять недозволенными для себя блага Господа, и Джибрила (Гавриила) и праведных верующих представил его друзьями и защитниками.
Последующие айаты имеют эту же направленность. В этих айатах, жена Ноя и жена Лота приводятся в качестве примера неверующих женщин, которые замужем за праведных, а жена Фараона приводится в качестве примера верующей женщины, которая замужем за неверного. А в конце, говорится о Марии, как о покорной. Таким образом, можно сказать, что тематической основой этой суры является разрушение предположений о значимости родственных связей и громких титулов. Действительно, никакой договор не может служить гарантией спасения человека. Даже замужество за Пророком не является достоинством, а наоборот, является ответственным делом. Такое ясное разъяснение приведено в двух других айатах Корана («Худ» / 46, «Ибрахим» / 36).
Сура «Запрещение» также имеет множество сходств по содержанию с сурой «Развод», наиболее значимым из которых является правила поведения с супругом (ой). Поэтому, в некоторых преданиях говорится о достоинстве чтения этой суры вместе с сурой «Развод». Рекомендация к «тауба насух» («искреннее раскаяние»), к совершенному и безвозвратному раскаянию, является одним из важнейших нравственных указаний Корана. И это выражение во всем Коране использовано только в этой суре (8-й айат)[1].
Основные тезисы суры [2]
1. Защита Пророка со стороны Господа (1 - 5).
2. Только искреннее раскаяние становится фактором спасения от Огня (6 - 9).
3. Разрыв договорных отношений в день Воскресения (10 - 12).