Сура «Милостивый» ниспослана в Медине. Эта сура начинается словом «الرَّحْمَنُ» (милостивый), объясняющим бескрайнюю милость Господа. Далее, описывает милости Господа, которые в системе бытия настолько взаимосвязаны, что никаких сомнений не остается о существовании бесподобного Создателя. Первой и важнейшей из этих милостей является Коран, который содержит пути достижения счастья. По ходу суры, неоднократно, вслед за перечислением некоторых милостей, с упреком спрашивается у джиннов и людей: «Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью?».
Далее, упоминается о той истине, что все создания смертны, а вечен только лишь Лик Господа твоего, обладающий величием. Потому, с восклицанием говорит: «О джинны и люди! Если сможете, создайте брешь по краям неба и земли, и выйдите за пределы власти Господа. Но, знайте, вы не сможете избежать расчета в день Суда». После чего, описывается положение дел на земле в канун наступления дня Воскресения, и совершается переход к характеристике состояния грешников в Аду, которых узнают по признакам на лицах, и которые мечутся между кипящей водой и Огнем Геенны. Заключительная часть суры, которая включает порядка половины айатов, описывает положение богобоязненных, наслаждающихся многочисленными райскими благами, и которым доступны райские сады, с разными фруктами, с текущими источниками и …
В преданиях от Пророка эта сура названа «красой Корана»[1]. В связи с тем, что айат «فَبِأَيِّ آلَاءِ رَبِّكُمَا تُكَذِّبَانِ» (Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью?) по ходу суры в стихотворной форме повторяется 31 раз, другим названием суры является «آلَاءِ» (милости). Посланник Аллаха после чтения вышеуказанного айата говорил: «لابِشىءٍ مِن آلائكَ رَبّ اُكذّبْ» (Никакую милость Твою, Господи, не считаю ложью!) и остальным рекомендовал говорить[2]. Тематической основой суры является отображение различных материальных и духовных милостей Господа. И в целом, сура является соединением взаимосвязанных частей о благах Щедрого Господа.
Основные тезисы суры
1. Призыв к обучению Корану и установлению справедливости и правосудия (1 - 13).
2. Сотворение человека из глины, и джинна из огня (14 - 16).
3. Знамения милости Господа в бытие (17 - 25).
4. Абсолютная власть Господа над миром бытия (26).
5. Начало Воскресения и определение грешников по признакам на их лицах (27 - 45).
6. Некоторые из благ, дарованные обитателям Рая (46 - 78).