Сура «Заря» ниспослана в Мекке, во втором или третьем году пророчества, вслед за сурой «Ночь». Она начинается пятью беспрецедентными и звонкими клятвами. После чего, в качестве поучительного примера для обладающих разумом, приводится история таких несправедливых народов, как адитов, самудян и народа Фараона, на которых Господь пролил бич мучений за совершение ими нечестия на земле (6 - 13). Далее предупреждает, что Господь находится в засаде (предоставляет отсрочку грешникам, чтобы затем неожиданно наказать их за ослушание), и указывает на недальновидность человека. Эта недальновидность проявляется в том, что как только человек одаривается милостью, себя считает предметом почтения Господом, а когда он испытывается ограничением, то считает себя униженным Господом, в то время, когда все эти испытания являются божьими испытаниями. Причинами появления таких неправильных мыслей считаются: неуважение сирот; отсутствие побуждения других к тому, чтобы накормить бедняка; несоблюдение прав других и страстная любовь к богатству. Начиная с 21-го айата, переходит к перечислению некоторых признаков наступления дня Воскресения, и описывает: как приведут Геенну, и человек вспомнив о своих деяниях, начинает сожалеть о том, что заранее не позаботился о себе и не совершил благие деяния. Однако эти сожаления не принесут ему никакой пользы. В последующих айатах суры те, которые благодаря вере, обрели покой и удовлетворение, призываются войти в Рай, и становиться гостем Аллаха за Его богатым столом. Рекомендовано круглогодичное чтение данной суры, особенно в первые десять ночей месяца зихиджа. Потому что, согласно толкованиям, под выражением «لَيَالٍ عَشْرٍ» («десять ночей»), приведенном во втором айате, подразумевается первая декада месяца зихиджа[1]. В одном из преданий от имама Садика говорится: «Читайте суру «Заря» в каждом обязательном и одобряемом намазе, потому что, она является сурой имама Хусейна ибн `Али. И тот, кто читает эту суру, в Последней жизни займет ту же ступень Рая, в которой находится Хусейн ибн `Али»[2].
Основные тезисы суры
1. Наказание неверующих – во власти Господа (1 - 14).
2. Испытание человека дарением благ и ограничением (15 - 20).
3. Сопоставление неверия и веры, убытки неверующих и блаженство верующих (21 - 30).