Сура «Скот» по порядку ниспослания является 55-й сурой Корана. Она была ниспослана в Мекке после суры «Ал-Хиджр» («Хиджр») и перед сурой «Ас-Саффат» («Выстроившиеся в Ряды»). Сура получила такое название, поскольку в ней (в айатах 143-144) подробно излагаются предписания по поводу скота, чье мясо объявлено дозволенным. Она является самой длинной из «пятерки» сур «Хамидат», начинающиеся словами «الْحَمْدُ لِلَّهِ», т.е. «Хвала Аллаху» (остальные четыре — «Открывающая Коран» («Ал-Фатиха»), «Пещера», «Сава» и «Творец»). Основополагающая тема этих сур — освещение трех базовых принципов: Единобожие, пророчество, загробная жизнь. В каждой из этих сур подробно освещается та или иная сторона данной темы. В отдельности сура «Скот» содержит в себе детально изложение ряда исламских предписаний[1].
Эта сура состоит из введения, двух частей и заключения. В введении приводится определение ислама и неверия в целом. Споры Ибрахима (Авраама) (с) с теми, кто поклоняется идолам, звездам, луне и солнцу, и его победа в итоге, являются кульминацией первой части суры (74 - 79). Во второй части суры, в ходе изложения еретических нововведений времен невежества, даются ответы на вопросы мусульман, и следование законам времен невежества приравнивается к солидарности с сатаной (136 - 142). В завершении Пророку (с) дается наказ продемонстрировать людям, что Ислам — это все та же религия Ибрахима (Авраама) (с), и что это программа, регулирующая все стороны человеческой жизни. Пророку (с) было также велено объявить себя «первым мусульманином» (161 — 163).
Во всем благородном Коране только в этой суре величайшее имя «اللَّهُ», т.е. «Аллах» упоминается дважды кряду. Поэтому во время чтения суры «Скот» рекомендуется в этом месте, в промежутке между двумя величайшими именами, молить Аллаха об исполнении своих желаний. Это одно из пяти мест в этой суре, где советуется просить Аллаха о реализации своих чаяний.
Основные тезмы суры
1. Призыв к Единобожию, адресатом которого является человеческая природа (фитра) (1-30).
2. Глупость неверующих, отворачивающихся от Откровений Господа (4-11).
3. Милость и воля Аллаха господствуют над всем сущим (12-19).
4. Предостережение отвергающим призывы Пророка Ислама, в особенности ученым людей Писания (20-32).
5. Назидание, данное Пророку (с) в успокоение, и весть о скором раскаянии многобожников в день Воскресения (33-39).
6. Важнейшей обязанностью Пророков (с) является увещевание, а не демонстрация чудес (40 - 55).
7. Свидетельства о безграничном знании, милости и могуществе Всевышнего, проявления которого заметы во всем бытии (56 - 65).
8. Пророку (с) велено перестать наставлять упорствующих (66 - 70).
9. Особенности наставлений, которые ниспосылает Аллах (71 - 73).
10. Богослужение Пророков от Ибрахима (Авраама) до Мухаммада (с)
(74 - 94).
11. Истина единобожия (95 - 108).
12. Характерные черты врагов Пророков (109 -113).
13. Только Всевышний является истинным законодателем (114 - 127).
14. Предостережение неверующим (128 - 135).
15. Разъяснение предписаний Шариата и противостояние обычаям невежества (136 - 153).
16. Неразрывная связь между убеждением и деяниями в предписаниях Аллаха (154 - 165).
[1] Даерат ал-маʻареф-е бозорг-е эслами. Т. 10. С. 393-394.