Сура «Рассеивающие Прах» ниспослана в Мекке, в седьмом году пророчества. Название суры, заимствованное из первого айата, указывает на ветра, которые приводят в движение тучи. Тематической основой суры является «предупреждение отрицающих загробную жизнь». Поэтому, начало и завершение суры связаны с вопросом воскресения, и в этом направлении, указывается на историю предшествующих народов.
Сура «Рассеивающие прах» начинается четырьмя многозначительными клятвами природными силами и ангелами о неизбежности дня Воскресения. Далее, клятвой небом, обладающим прекрасным обликом, проклинает лжецов, которые с насмешкой спрашивали у Пророка о времени наступления дня Суда, и обещает, что их очень скоро настигнет наказание, которое они так торопили. После чего, говорится о качествах богобоязненных верующих, чтобы в сравнение с предыдущей группой, истина стала более очевидной. (Необходимо отметить, что такой стиль является исключительным свойством Корана). Они (верующие) на рассвете молят Господа о прощении, и выделяют определенную долю своего имущества для просящих и обездоленных.
Далее упоминает об ангелах, которые побывали в гостях у Ибрахима и обрадовали его вестью о знающем мальчике. Когда Ибрахим спросил об их миссии, они ответили, что посланы наслать беду на излишествующий народ Лута. Далее, упоминается о поучительной истории противостояния народа Фараона Мусе, адитов Худу, самудян Салиху и народа Нуха Нуху, за что все они были подвергнуты мучительным наказаниям. Сура завершается упоминанием о знамениях Единственности Господа и предостережением отвергающих Посланника Аллаха.
Основные тезисы суры
1. Серия клятв о наступлении дня Воскресения (1 - 6).
2. Проклятие лжецов и отвергающих загробную жизнь (7 - 14).
3. Качества богобоязненных верующих (15 - 23).
4. Учиться на примере поучительной истории народов Лота, Фараона, адитов, самудян и народа Ноя (24 - 46).
5. Знамения Единственности Господа, и предостережение отрицающих загробную жизнь (47 - 60).