Сура «Аль - Бакара» («Корова»)

Опубликовано в Мединские суры

Большинство айатов суры «Корова» ниспосланы в Медине, и она входит в число мединских сур. Название суры заимствовано из айатов 67 – 73, в которых рассказывается история заклания коровы сынами Исраила (Израиля). Сура «Корова», в начале которой стоят разрозненные буквами «Алиф», «Лам», «Мим», имеет нечто общее с пятью другими сурами этой категории («Семейство Имрана», «Паук», «Римляне», «Лукман» и «Земной Поклон»). Эта группа сур известна как «семейство “Алиф, Лам, Мим”». Их общей темой являются правила поведения и общения мусульман с последователями других религий. В четырех мекканских сурах из этой серии преимущественно затрагиваются теоретические основы, а в двух мединских («Корова» и «Семейство Имрана») — практические аспекты этой основополагающей темы[1].

Сура «Корова» состоит из введения, двух частей и заключения. Введение начинается с упоминания о том, что Коран является верным руководством для всего человечества (1 - 39). Отличительная особенность первой части этой суры – повторяющееся обращение «يَا بَنِي إِسْرَائِيلَ», т.е. «О сыны Исраила (Израиля)». Обращаясь к ним, сура содержит в себе наглядные примеры их неподобающего и недоброжелательного поведения (40 - 141). Особенностью второй части является обращение «يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا», т.е. «О те, которые уверовали!», повторяющееся 11 раз, которое адресовано, главным образом, Пророку (с) и мусульманам (142 - 284). Тем не менее, вопросы, рассматриваемые во второй части суры, связаны с проблематикой первой части суры. Например, в этой суре установление киблы в сторону Ка‘абы считается результатом принятия Аллахом мольбы Ибрахима (Авраама) о направлении этому народу (арабам) Пророка из их числа (129, 151). Терпение и молитва, предписанные Аллахом сынам Израиля (45), вменяются в обязанность также и мусульманам (153).

После этого в двух завершающих айатах, о достоинствах которых много сказано, Пророк © и его последователи восхваляются за их веру в Аллаха и за повиновение Его приказам. Некоторые айаты этой суры входят в число знаменитых айатов. Такие, как: 177-й айат — «Бирр» («Благочестие»), 179-й айат – «Кисас» («Возмездие»), 255-й айат – «ал-Курси» («Трон»), 282-й айат – «Дайн» («Займ») и 285-й айат – «Амана-р-Расул» («Уверовал Посланник»). Его светлость ʻАли (а) говорил об айате «Трон»: «С тех пор, как я услышал этот айат от Пророка, я не пропускал его чтения ни одной ночью»[2].

Основные темы суры

1. Деление людей на группы с точки зрения принятия ими призывов Пророков (1 - 29).

2. Сотворение человека и его статус в качестве наместника Аллаха (30 - 39).

3. Вероломное поведение иудеев с пророком Мусой (с) (40 - 74).

4. Неподобающее поведение иудеев с мусульманами (75 - 103).

5. Раскрытие коварств иудеев (104 - 123).

6. Ибрахим (Авраам) (с) не был ни иудеем, ни христианином, а являлся истинным монотеистом (124 - 141).

7. Философия перевода киблы со стороны Иерусалима в сторону Мекки (142 - 152).

8. Прибегание к терпению и намазу пред лицом Божественных испытаний (153 - 157).

9. Изложение некоторых предписаний Шариата (158 - 188).

10. Хаддж (паломничество) – величайшее собрание мусульман и символ дня Воскресения (189 - 203).


[1]Даерат ал-маʻареф-е бозорг-е эслам. Т. 12. С. 388.

[2]Тафсир «Тасним». Т. 2. С. 35.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...