Мультиконфессиональность с точки зрения ‘алламы Табатабаи

Опубликовано в Религии и мазхабы

Доктор ‘Аббас Йаздани,

доцент кафедры философии Занджанского университета,

Париса Файзи,

магистр факультета философии Занджанского университета

 

            Один из важнейших вопросов философии религии это проблема религиозного многообразия, по которой религиоведы выразили множество различных точек зрения. Анализируя труды крупного учёного Табатабаи, можно заключить, что он убеждён в том, что все религии в той или иной степени несут истину, а их последователи могут оказаться в числе обретших спасение. Однако ислам, как последняя религия, считается самой совершенной и истинной, и потому может более успешно вести своих адептов к спасению. Главный аргумент ‘алламы Табатабаи в пользу всеобщего спасения это то, что Божья милость обуславливает, чтобы каждый человек достиг счастья. Безусловно, если мы считаем Божью милость безграничной, то нам следует уверовать в то, что большинство людей обретут спасение.

 

            Ключевые слова: ‘аллама Табатабаи, религии, истинность, спасение, религиозное многообразие.

 

            Один из разделов в трудах ‘алламы Табатабаи, который указывает на его точку зрения о всеобщем спасении в вопросе мультиконфессиональности, это сущностное единство религий. Он считает истинность всех религий тождественными, и не видит в них никаких различий. На его взгляд, корень и основа всех религий одинакова. Потому он убежден в единстве всех религий, которое воплощается в общем смысле ислама.

            Комментируя 37-й айат благословенной суры «Йунус», он пишет: «Под словом «разъяснение» в этом айате «расчленение» его сложных частей, а его «сложные части» означают то, что его знания переплетены между собой. Потому Всевышний Господь разъединяет эти части, чтобы разъяснить их. Этот айат указывает на то, что Божья религия, ниспосланная пророкам частями, одна и едина, и потому в основах небесных религий нет никаких различий».

            Он считает, что Бог даровал посланникам небесные книги, сверхъестественные способности и знамения затем, чтобы люди следовали этой одной религии, которая и с точки зрения истинности, и с точки зрения цели едина. Общее название этой религии — ислам. Цель ее — покорность перед Господом, как перед Абсолютной Истиной.

            В комментариях к 130-му айату священной суры «Корова», он указывает на смысл «общего ислама в небесных религиях» и пишет: «В принципе, слова "ислам" по форме "иф‘ал", "таслим" по форме "таф‘ил" и "истислам" по форме "истиф‘ал" имеют одинаковый смысл. Они обозначают такое состояние, когда кто-то или что-то не смеет ослушаться и отдалять кого-то другого. Следовательно, ислам человека в отношении Господа означает его покорность перед Ним и принятие той судьбы и участи, которую Он для него предначертал».

            Также комментируя 19-й айат суры "Семейство ‘Имрана", пишет, что фраза "إِنَّ الدِّینَ عِندَ اللهِ الإِسلَام" (Воистину, религией у Аллаха является ислам) означает "общий ислам в небесных религиях", и разъясняет, что "ислам" — это вера в истину, покорность и следование ей.

            Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что с точки зрения ‘алламы Табатабаи следователи небесных религий должны чтить ту истину, которая сокрыта в них, и следовать ей, т.е. покориться Всевышнему Господу. Таким образом, каждый из них может путем следования Божьим повелениям достичь спасения.

 

            Причина различий между религиями с точки зрения ‘алламы Табатабаи

            ‘Аллама Табатабаи не считает, что существующие между религиями различия настолько существенны и глубоки, что могут явиться причиной разрыва связей между ними, и что каждая из них может пропагандировать диаметрально противоположные друг другу учения. Он убежден в том, что эти различия поверхностны. По его мнению, многообразие религий касается второстепенных вопросов, а не основных, стержневых. Анализируя причины мультиконфессиональности, он приходит к такому заключению, что одна из причин это степень той истины, которую объемлет та или иная религия. Все они происходят из одной истины, и потому эта истина проявляется в той или иной мере в каждой из них.

            Утверждая то, что общий смысл ислама во всех религиях неизменен, начиная с сотворения человечества и до сегодняшнего дня, ‘аллама Табатабаи перечисляет еще несколько факторов имеющихся различий между религиями.

            а. Степень содержания истины. Он уверен в том, что в каждую эпоху пророки посылались Богом соответственно умственным и физическим способностям людей, а также имеющимся социально-культурным условиям и другим факторам. Их учения также соответствовали этим условиям. И, как результат, степень содержания истины в той или иной эпохе разнилась. Именно это явилось одной из причин того, что религии стали отличаться друг от друга с точки зрения краткости и развернутости изложения, его силы и слабости.

            б. Образ ниспослания откровения пророкам. С точки зрения ‘алламы Тататабаи, каждый пророк по-своему получал откровение. Одному откровение было ниспослано через дерево, другому — во сне, третьему — наяву. Несомненно, это явление сыграло свою роль в возникновении различных степеней пророчества.

            в. Страсти и прихоти людские. По мнению ‘алламы Табатабаи, разногласия и расхождения во взглядах между людьми возникли на основе их страстей и прихотей, а также их отклонения от религии пророка Ибрахима. Они возложили ответственность за свою вражду между собой на Бога и Божью религию, и как результат распались на различные группы и секты.

            г. Преобразования в мирской жизни. Мирская жизнь идет рутинно и одинаково, но в то же время в ней происходят изменения и преобразования. И эти преобразования обуславливают то, чтобы народные обычаи и традиции также изменились, что в итоге приводит к тому, что религиозные традиции тоже претерпевают изменения, и в них привносится что-то чуждое или, наоборот, исключается что-то родное.

            д. Различия между шариатами. Различия между шариатами пророков становятся причиной возникновения различий между религиями. В принципе, религия отличается от шариата. С точки зрения ‘алламы Табатабаи, шариат это особый путь, дарованный пророку и его общине, как, например, шариат Нуха, шариат Ибрахима, шариат Мусы, шариат ‘Исы и шариат Мухаммада. В Священном Коране слово "шариат" имеет более частный смысл, чем слово "религия". Следовательно, можно утверждать, что шариат это путь, дарованный Господом тому или иному пророку и его общине. Поэтому различия между этими шариатами приводят к различиям между религиями.

            Анализируя учения той или ной религии, мы приходим к заключению, что они делятся на две основные части — фундаментальные учения и культовые предписания. Изменения в первой части невозможны, так как она составляет суть религии, и потому любые изменения в ней повлекут за собой изменения в сути религии. Что же касается изменения в шариате, то они при необходимости вполне возможны. Таким образом, религия, которая по сути своей является исламом, т.е. покорностью перед Абсолютной Истиной, никогда не терпит изменений, ибо это противоречит Божьей субстанции.

 

            Постепенное развитие религий и совершенство ислама

            Еще одна глава в трудах ‘алламы Табатабаи, указывающая на его мнение о всеобщем спасении, это глава о постепенном развитии религий и совершенстве ислама. Он считает, что каждая последующая религии дополняет предыдущую. Он убежден в том, что постепенное развитие религии это ее восхождение на самую высшую ступень совершенства, после которой невозможен спад. Для этого необходимо, чтобы религии на протяжении истории были едины с точки зрения происхождения, дабы смогли друг друга дополнять. Он верит в то, что в каждую эпоху возникает новая религия, которая отвечает духу времени, интеллектуальным и физическим способностям людей. И благодаря более развитой духовности и способностям людей ее учения и предписания также развиваются и совершенствуются.

            Что же касается того, почему, с точки зрения Табатабаи, ислам является самой совершенной религией, необходимо указать на следующие причины.

            а. Социальный характер учений ислама. Изучив содержания и смысл шариатов предшествовавших народов, ‘аллама Табатабаи приходит к выводу, что среди всех религий ислам уделяет обществу и отношениям человека с ним наибольшее внимание. Священный Коран в различных айатах[1] признает за обществом существование, жизнь, знание, понимание и даже добро и зло. Более того, он убежден в том, что сила и воля общества превосходят силу и волю индивида, и при столкновении их предпочтение отдается обществу. И этот момент указывает на степень внимания ислама к обществу. Кроме того, такие важнейшие законы и установления ислама, как хадж, джихад, намаз и закат направлены на благо общества, а исламское государство призвано защищать все эти ценности.

            б. Универсальность ислама. По Табатабаи, один из компонентов совершенства ислама это его универсальность в различных вопросах. Учения ислама охватывают все вопросы мирской и загробной жизни, которые могут помочь людям достичь истинного счастья.

            Учения ислама охватывают все благие мысли, что могут возникнуть в умах, и все благие нравы, что могут вместить души, и все благие деяния, что могут совершить люди.

            ‘Аллама Табатабаи считает, что один из компонентов совершенства религии это то, чтобы он был представлен в качестве последней из религий. Потому что когда мы говорим, что та или иная религия ниспослана людям как последняя, то подразумеваем, что она вбирает в себя все устои предшествовавших ей религий. Разумеется, здесь под совершенством имеется в виду абсолютное совершенство, лишенное любых изъянов, а не относительное. Ибо из-за имеющихся недостатков, относительное совершенство не может служить аргументом в пользу того, что эта религия самая последняя. В Коране же указывается на то, что ислам ниспослан людям именно как последняя религия[2].

            ‘Аллама Табатабаи говорит об этом следующее: "Будучи последней религией, ислам ниспослан для последнего этапа человеческого развития. Религия, являющаяся последней религий, признает за человеческим совершенством определенную степень. Поскольку она признает Пророка последним из пророков, это то, что индивидуальное и социальное развитие достигает такого определенного уровня, когда коранических знаний и законов достаточно, и в большем нет необходимости".

            Здесь возникает вопрос: может ли абсолютное совершенство быть одним из элементов последней религии? Что указывает на то, что последняя религия должна быть самой совершенной? Ответы на эти вопросы требуют большего размышления.

 

            Спасение с точки зрения ‘алламы Табатабаи

            Является ли спасение привилегией адептов определенной религии или адепты всех религий и течений могут оказаться в числе обретших спасение? С точки зрения ‘алламы Табатабаи, наставление на путь истины бывает двух видов:

            1. Предопределенное. Этот вид касается вопросов судьбы и предопределения. Бог направляет каждое творение к той цели, ради которой оно было сотворено, и к тем деяниям, которые были для него предопределены. С точки зрения ‘алламы Табатабаи, этот вид наставления вложен в каждое творение по милости Божьей.

            2. Узаконенное. Этот вид касается узаконенных предписаний, таких как совершение благих и предотвращение дурных деяний, вознаграждение и наказание за них и т.д. По мнению ‘алламы Табатабаи, этот вид подразделяется на два подвида:

            а. Указание пути, т.е. абстрактное указание прямой стези. Об этом говорится в айате "إِنَّا هَدَيْنَاهُ السَّبِيلَ إِمَّا شَاكِرًا وَإِمَّا كَفُورًا"[3] (Воистину, Мы наставили его на путь [истины], будь он благодарным или неблагодарным).

            б. Доведение до цели, т.е. приведение человека к его цели. Об этом говорится в айате "وَ لَوْ شِئْنَا لَرَفَعْنَاهُ بِهَا وَلَكِنَّهُ أَخْلَدَ إِلَى الْأَرْضِ وَاتَّبَعَ هَوَاهُ"[4] (Если бы Мы захотели, то возвысили бы его посредством откровения. Но он прельстился земными [благами] и подчинился своим низменным желаниям). Раскрывая смысл этого подвида, ‘аллама Табатабаи говорит, что он возможен лишь тогда, когда человек наиболее готов к этому. Когда он все сердцем принимает Слово Божье, стремится к благодеяниям и покоряется Его повелениям.

            Исходя из этого, было бы вполне логично считать, что наставление на прямой путь не может быть присущим лишь одной религии или одному течению. По ‘алламе Табатабаи, каждый человек по природе своей мечтает достичь счастливой жизни и спасения от невзгод. Поскольку Господь создал в сердцах людей склонность к счастью, постольку Он указал им путь его достижения посредством различных религий по своей необъятной милости.

            Кроме того, в комментариях к айату " إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَالَّذِينَ هَادُوا وَالنَّصَارَى وَالصَّابِئِينَ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَعَمِلَ صَالِحًا فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ"[5] (Воистину, уверовавшим, а также иудеям, христианам и сабеям - всем тем, кто уверовал в Аллаха и в Судный день, кто творил добро, уготовано воздаяние от Аллаха, им нечего страшиться, и не изведают они горя) ‘аллама Табатабаи пишет: "Коран в этом айате стремится создать единство между религиями, определяя веру в Бога, в Судный день и благие деяния единственными критериями спасения и успения.

            Признавая то, что истина и суть всех религий одна и едина, ‘аллама Табатабаи, тем не менее, подчеркивает совершенство ислама по сравнению с другими религиями. Также учитывая то, что с его точки зрения Божья милость обуславливает наставление всех людей на путь спасения, можно заключить, что религиозный плюралист. С точки зрения религиозных плюралистов, если одна из религий и имеет больше истинности, то другие, по крайней мере, также не лишены ее. Поэтому последователи остальных религий также могут достичь спасения и успения и оказаться под милостью Божией.

 


[1]"وَلِكُلِّ أُمَّةٍ أَجَلٌ فَإِذَا جَاءَ أَجَلُهُمْ لَا يَسْتَأْخِرُونَ سَاعَةً وَلَا يَسْتَقْدِمُونَ" (Для каждой общины есть свой срок. Когда же наступает их срок, они не могут отдалить или приблизить его даже на час) /Коран, 7:34/; "كَذَلِكَ زَيَّنَّا لِكُلِّ أُمَّةٍ عَمَلَهُمْ" (Так Мы приукрасили для каждого народа их деяния) /Коран, 6:108/.

[2] "مَّا كَانَ مُحَمَّدٌ أَبَا أَحَدٍ مِّن رِّجَالِكُمْ وَلَكِن رَّسُولَ اللَّهِ وَخَاتَمَ النَّبِيِّينَ" (Мухаммад - не отец кого-либо из ваших мужей, а Посланник Аллаха и последний из пророков) /Коран, 33:40/.

[3] Коран, 76:3.

[4] Коран, 7:176.

[5] Коран, 2:63.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...