Карим (ал-Карим)

Опубликовано в Кораническое понимание

одно из прекрасных имён Аллаха. Слово «Карим» происходит от арабского корня карума («быть щедрым») и используется в значении «милостивый, прощающий» (сафух), «благой, добрый» (хасан), «благородный» (шариф) и в целом является именем, вмещающим в себя всю полноту добродетели, достойных качеств и похвальных деяний (см. соответствующую статью у Азхари, Ибн ‘Аббада, Джаухари). Кроме того, это слово употребляют по отношению к людям, творящим много добра, а также по отношению к чему-либо обладающему непреходящей пользой (Каф‘ами, с. 45). Слово акрам («наищедрейший», превосходная степень от корня карума) в некоторых источниках также используется в значении «милостивый, великодушный» (карим) и считается одним из имён Аллаха (см.: Ибн Бабуйе, с. 200; Байхаки, с. 75). А Фахр Рази (1364, с. 342) в таком атрибуте Аллаха, как «Обладающий величием и щедростью» (зи-л-джалал ва-л-икрам), понимает слово икрам в значении «милостивый, великодушный» (карим), а также «милостивый по преимуществу».

Слово «Карим» используется в Коране 27 раз, причём только в двух айатах оно прилагается по отношению к Аллаху: в одном как имя Аллаха («Муравьи», 27:40), а в другом как атрибут Аллаха («Раскалывание», 84:6). Кроме того, слово «Карим» встречается в Коране при описании Посланника, Книги (Корана), престола, царства, места, надела, награды, слова, входа и жены (см.: ‘Абд ал-Баки, соответствующее слово; объяснение ряда выражений см.: Абу Хатам Рази, с. 105—106; Азхари, соответствующая статья).

В преданиях, в которых перечисляются имена Аллаха, «Карим» является одним из 99 Его прекрасных имён (см., например: Ибн Маджа, с. 1270; Ибн Бабуйе, с. 194—195, 219—220; Исфахани, с. 131. Ср.: Ибн Бабуйе, с. 190—191; Кулини, т. 1, с. 112, где в предании, передаваемом со слов имама Садика (мир ему!), «Карим» является одним из 360 имён Аллаха).

Согласно тому, что комментаторы Корана говорили об именах Аллаха, слово «Карим» имеет три основных значения: 1) «великодушный» (джавад), то есть прощающий; тот, кто прощает обильно и без каких-либо препятствий, при том, что неверие или греховность его рабов никак не влияет на его прощение; «великий», то есть тот, все деяния которого суть милость и награда; 2) «милостивый, прощающий» (сафух), то есть тот, кто оставляет и прощает грехи и, более того, обращает грехи в добродетель; 3) «великий» (‘азиз) (см.: Зуджжаджи, с. 176—177; Ибн Бабуйе, с. 213; Туси, «Раскалывание», 84:6; Байхаки, с. 73; Табарси, «Муравьи», 27:40; Фахр Рази, «Раскалывание», 84:6, «Муравьи», 27:40). Слову «Карим» присваивали и другие значения: например, «тот, кто верен своему обещанию», «тот, кто не разочаровывает надеющихся на него», «тот, кто независим от других и не напоминает о своих благодеяниях (см.: Абу Хатам Рази, т. 1, с. 106; Кушайри, с. 62—63; Газали, с. 75). Принимая во внимание лексическое значение слова «Карим», Зуджжадж (см. с.50—51) считает его смысловой основой понятие «стремление к добрым делам» и говорит, что Аллах, будучи причиной всякого блага, облегающей его совершение, является «Щедрейшим из щедрых» (акрам ал-акрамин).

«Карим» является одним из тех имён Аллаха, которые прилагаются и по отношению к людям, однако с иным значением: по отношению к человеку — в переносном значении, а по отношению к Аллаху — в реальном (Сам‘ани, с. 327; Фахр Рази 1934, т. 15, с. 67). Газали (см. с. 75), перечисляя качества «щедрой» личности (карим), отмечает, что человек с большим трудом может приобрести некоторые из них, и подчеркивает, что абсолютно щедрым является только Аллах. Точно также Халими (т. 1, с. 201), указывая на обширность благодеяний Аллаха, считает Его наиболее заслуживающим имени «Карим».

С одной стороны, ввиду отрицания наличия у Аллаха ущербных атрибутов, имя «Карим», можно считать одним из Его сущностных атрибутов. Это отрицание ущербности признаётся в свете качеств величия Аллаха. С другой стороны, ввиду того что совершенство и милость начинаются, прежде всего, с Аллаха, «Карим» относится к качествам действия. В этом смысле «Карим» является плодом Божественного совершенства и щедрости (см.: Ибн Фурак, с. 46; Кази ‘Абд ал-Джаббар, т. 4, с. 212—213; Кушайри, с. 62).

 

Список источников

 

‘Абд ал-Баки, Мухаммад Фу’ад. Му‘джам ал-мафхарас ли алфаз ал-Кур’ан ал-Карим [Сводный список слов Корана]. Каир, 1934.

Абу Хатам Рази. аз-Зайнат фи-л-каламат ал-исламийат ал-‘арабийат [Украшение в арабско-мусульманских словах] / Публ. Хусейн б. Файзаллах Хамдани. Каир, 1975.

Байхаки, Ахмад б. Хусайн. ал-Асма’ ва-с-сафат [Имена и атрибуты] / Публ. ‘Имад ад-Дин Ахмад Хайдар. Бейрут, б.г.

Газали, Мухаммад б. Мухаммад. ал-Максад ал-асна фи шарх асма’ Аллах ал-хусна [Высшая цель в толковании прекрасных имён Аллаха]. Б.м., 1961.

Джаухари, Сихах. Тадж ал-лугат ва сихах ал-‘арабийа [Венец слов и достоверное в арабском языке] / Публ. Ахмад ‘Абд ал-Гафур ‘Аттар. Тегеран, 1368/1989.

Зуджжадж, Ибрахим б. Сари. Тафсир асма’ Аллах ал-хусна [Толкование прекрасных имён Аллаха] / Публ. Ахмад Йусуф Даккак. [Каир], 1395/1975.

Зуджжаджи, ‘Абд ар-Рахман б. Исхак. Иштикак асма’ Аллах [Этимология имён Аллаха] / Публ. ‘Абд ал-Хусейн Мубарак. Бейрут, 1406/1986.

Ибн Бабуйе, Мухаммад. ат-Таухид [Единобожие] / Подг. Саййид Хашим Хусейни Техрани. Кум, 1357/1978.

Ибн Маджа, Мухаммад. ас-Сунан [Достоверные предания] / Подг. Мухаммад Фу’ад ‘Абд ал-Баки. Б.м, б.г.

Ибн Фурак, Мухаммад б. Хасан. Муджаррад макалат аш-шайх Аби-л-Хасан Аш‘ари [Духовный мир речений шайха Аби-л-Хасана Аш‘ари] / Публ. Д. Жимарт. Бейрут, 1987.

Исма‘ил Ибн ‘Аббад. ал-Мухит фи-л-лугат [Океан слов] / Публ. Мухаммад-Хасан Ал-е Йасин. Бейрут, 1994.

Исфахани, Хафиз Абу Ну‘айм. Джуз’ фи турук хадис «инна Аллах тис‘а ва тис‘ин исман» [Раздел о способах <толкования> хадиса «Поистине, у Аллаха 99 имен] / Публ. Машхур б. Хасан б. Салман. Медина, 1413/1993.

Кази ‘Абд ал-Джаббар. ал-Мугни фи абваб ат-таухид ва-л-‘адл [Приносящий пользу во вратах единобожия и справедливости] / Публ. Мухаммад Мустафа Хилми и Абу-л-Вафа Ганими Тафтазани. Каир, б.г.

Каф‘ами, Ибрахим б. ‘Али. ал-Макам ал-асна фи тафсир ал-асма’ ал-хусна [Высшая стоянка в толковании прекрасных имён] / Публ. Фарис Хусун. Кум, 1412/1992.

Кулини, Мухаммад. ал-Кафи [Достаточный] / Подг. ‘Али Акбар Гаффари. Тегеран, 1391/1971.

Кушайри, ‘Абд ал-Карим. ат-Табхир фи тазкир [Погружение в поминание] / Публ. Ибрахим Басийуни. Каир, 1986.

Мансур б. Мухаммад Азхари. Тазхиб ал-лугат [Украшение слов] / Публ. ‘Али Хасана Хилали. Каир, 1384/1965.

Мухаммад б. ‘Умар Фахр Рази. Лавами‘ ал-байанат шарх асма’ Аллах та‘ала ва-с-сафат [Сияния речений: толкование имён и атрибутов Всевышнего Аллаха] / Публ. Таха ‘Абд ар-Ра’уф. Тегеран, 1364/1985.

Его же. ат-Тафсир ал-кабир [Великий комментарий]. Каир, 1934 (офсетное издание: Тегеран, 1363/1984).

Сам‘ани, Ахмад б. Абу Музаффар. Рух ал-арвах фи шарх ал-асма’ ал-Малик ал-Фаттах [Дух духов в толковании имён Властелина, дарующего блага] / Публ. Наджиб Майел Харави. Тегеран, 1368/1989.

Табарси; Туси.

Хусайн б. Хасан Халими. ал-Манхадж фи шу‘аб ал-иман [Прямой путь к ответвлениям веры] / Публ. Халими Мухаммад Фуда. Бейрут, 1358/1979.

Фирузе Садик-заде Дарбан

Источник: Энциклопедия исламского мира.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...