Айат Ирс

Опубликовано в Вопросы фикха

Айат 11 суры 4, который определяет наследственную долю каждого из сыновей, дочерей, отца и матери при разных обстоятельствах, называется Ирс[1], Мирас[2], Маварис[3] или Фараиз[4]:

« يُوصِيكُمُ اللّهُ فِي أَوْلاَدِكُمْ لِلذَّكَرِ مِثْلُ حَظِّ الأُنثَيَيْنِ فَإِن كُنَّ نِسَاء فَوْقَ اثْنَتَيْنِ فَلَهُنَّ ثُلُثَا مَا تَرَكَ وَإِن كَانَتْ وَاحِدَةً فَلَهَا النِّصْفُ وَلأَبَوَيْهِ لِكُلِّ وَاحِدٍ مِّنْهُمَا السُّدُسُ مِمَّا تَرَكَ إِن كَانَ لَهُ وَلَدٌ فَإِن لَّمْ يَكُن لَّهُ وَلَدٌ وَوَرِثَهُ أَبَوَاهُ فَلأُمِّهِ الثُّلُثُ فَإِن كَانَ لَهُ إِخْوَةٌ فَلأُمِّهِ السُّدُسُ مِن بَعْدِ وَصِيَّةٍ يُوصِي بِهَا أَوْ دَيْنٍ آبَآؤُكُمْ وَأَبناؤُكُمْ لاَ تَدْرُونَ أَيُّهُمْ أَقْرَبُ لَكُمْ نَفْعاً فَرِيضَةً مِّنَ اللّهِ إِنَّ اللّهَ كَانَ عَلِيما حَكِيمًا»[5]

Пред­пи­сы­ва­ет вам Ал­лах за­ве­щать де­тям ва­шим [сле­дую­щим об­ра­зом]: сы­ну при­над­ле­жит до­ля, рав­ная до­ле двух до­че­рей. Ес­ли де­ти ос­тав­шие­ся — жен­щи­ны чис­лом бо­лее двух, дос­та­ёт­ся им две тре­ти на­след­ст­ва. Ес­ли же ос­та­лась все­го од­на дочь, то при­чи­та­ет­ся ей по­ло­ви­на за­ве­щае­мо­го иму­ще­ст­ва. А ро­ди­те­лям умер­ше­го, ес­ли к то­му же име­ет­ся от не­го ре­бёнок, при­над­ле­жит ка­ж­до­му по од­ной шес­той от то­го, чем вла­дел он. Ес­ли же умер­ший без­де­тен и на­сле­ду­ют ему ро­ди­те­ли, то ма­те­ри дос­таёт­ся од­на треть на­след­ст­ва. Ес­ли же у умер­ше­го бы­ли бра­тья, то ма­те­ри при­над­ле­жит од­на шес­тая по­сле вы­че­та по за­ве­ща­нию и вы­пла­ты дол­гов. Не знае­те вы, кто боль­ше при­но­сит поль­зы вам — ро­ди­те­ли ва­ши или сы­но­вья, [по­то­му] и ус­та­но­вил Ал­лах за­кон. Ведь Все­ве­ду­щий Ал­лах, Наи­муд­рей­ший.»

По преданию этот айат был ниспослан в честь ‘Абд ар-Рахмана, брата Хасана б. Сабита Ша‘ир. У ‘Абд ар-Рахмана после смерти осталась вдова и пятеро братьев. Все наследство братья присвоили себе, и ничего не оставили его вдове. Вдова ‘Абд ар-Рахмана пожаловалась Пророку, и тогда был ниспослан этот айат[6]. В «Равз ал-джинан» говорится: «Причиной ниспослания айата являлось то, что во времена невежества наследственное имущество передавалось мужчинам, а не женщинам и детям. Также приведены и другие причины ниспослания этого айата[7]».

 

[1] Ат-Табатабаи. Ал-Мизан. Т. 2. С. 434; Амини. Ал-Гадир. Т. 4. С. 241; Имам Хомейни. Китаб ал-бай‘. Т. 3. С. 24.

[2] Ал-Маджлиси. Бихар ал-анвар. Т. 47. С. 411.

[3]ʻАйаши. Название. Т. 1. С. 77; Ибн Хизам. Ан-насих ва ал-мансух. С. 31; Ас-Суйути. Ал-Иткан. Т. 2. С. 36.

[4]Ибн Джузи. Насих ал-Кур’ан ва мансухуху. С. 191; Ал-Хурр ал-ʻАмили. Васа’ил. Т. 26. С. 71.

[5] Коран, 4: 11.

[6]Ат-Табраси. Маджма‘ ал-байан. Т. 3. С. 24; Ал-Хилли. Нахдж ал-хак. С. 209.

[7]Ар-Рази. Равз ал-джинан. Т. 5. С. 268.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...