Айат 9 суры 62, в котором определяется статус пятничного намаза, называется Джум‘а («Собрание»)[1]. Этот айат предписывает правоверным, услышавшим призыв к намазу зухр в пятницу, прекратить торговлю и отправиться туда, где совершается намаз:
« يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِي لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ »[2].
«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали».
По поводу обстоятельств ниспослания данного айата говорится следующее: До переселения Пророка в Медину ансары говорили: «Иудеи выбрали для совершения богослужений субботу, а христиане — воскресенье. Нам также следует выделить один день недели для совершения общей молитвы. Таким образом, они выбрали йавам ал–‘аруба (название пятницы до Ислама) для этой цели и собрались у Ас‘ада ибн Зирары. Ас‘ад совершил для них намаз, дав им наставления. И переименовали они этот день в “джум‘а”, что переводится как “собрание”. Тогда и был ниспослан этот айат»[3].