Что значат "исраф" и "табзир" по Корану и к чему они приводят? Разъясните 26-й и 27-й айаты суры "Ночной перенос", где речь идет именно об этом.

группа Вопросы

Краткий ответ

Ислам — это образ жизни. Его законы призваны нести счастье человеку и обществу. Ислам охватывает все стороны жизни и призывает своих последователей к умеренности во всем. А "исраф" — это излишество, это несоблюдение умеренности. Его границы определяются запретами шариата, критериями разума и обычаями народа. Что касается "табзира", то это расточительство, неразумная и чрезмерная трата имущества на питание, одежду и т.п.

Священный Коран называет расточителей братьями шайтана, потому что они во всем, так или иначе, переходят грани разумного и дозволенного. Те, кто сознательно и намеренно идет этим путем, являются спутниками дьявола. Те, кто осмысленно расточает казну, свою жизнь и свои средства, далеки от учений ислама, и потому не могут идти прямым путем, по которому идут облагодетельствованные Богом люди.

Подробный ответ

Предисловие

Ислам охватывает все стороны жизни и призывает своих последователей к умеренности во всем. С одной стороны, он поощряет людей пользоваться божественными благами и дарами мирской жизни дозволенным образом, а с другой — запрещает излишествовать при этом и расточать их. Ведь каждый мусульманин несет определенную ответственность перед обществом соответственно своим возможностям и способностям, и это прививает им благие качества. В противном случае они становятся расточителями и не выполняют своих социальных обязанностей, что приучает их к безнравственным привычкам, а это вредно для общества.

Для того чтобы лучше раскрыть эту тему, вначале следует разъяснить смысл этих двух слов и указать на их различия. И затем обсудить этот вопрос с точки зрения исламских учений.

Исраф

Исраф — это излишество и несоблюдение умеренности. Рагиб Исфахани так разъясняет это слово: "Когда человек совершает какое-либо действие и при этом переходит определенную грань, это называется исрафом"[1]. То есть исраф это лишнее действие, выходящее за рамки разумного и дозволенного, будь то качественно или количественно. Из этого следует, что исраф бывает не только в еде, одежде и прочих материальных сторонах жизни. Он имеет более широкий смысл. Поэтому можно сказать, что "исраф — это выход за определенные рамки, чрезмерность и фанатичность, неестественное душевное состояние и ненормальные моральные, культурные и социальные качества людей и общества"[2]. Это определение сильно усложняет положение, потому что выносит исраф за рамки еды и питья, и внедряет во всех сферы человеческой жизнедеятельности.

Со слов языковедов и комментаторов Корана следует, что границы исрафа определяются тремя нижеследующими критериями:

1. Шариатские запреты. Запреты это установленные Всевышним грани, которые нельзя переступать. Нарушение запретов считается исрафом, даже если на это не тратятся деньги, потому что это переход граней дозволенного.

2. Веление разума. Это когда трата имущества неразумна, а игнорирование веления разума — глупо. Это, например, неоправданное и бесполезное расходование средств, что говорит о неразумности человека.

3. Обычаи народа. Общепринятые нормы также играют видную роль в определении граней исрафа. Так, например, исходя из имеющихся в обществе экономических условий, а также финансового и социального положения человека, они определяют, сколько следует тратить на личные цели и сколько во благо других. Если он тратит меньше определенной нормы, то считается жадным, а если больше, то расточителем.

Допустимый уровень личных расходов и пожертвований зависит от общепринятых норм, и поэтому положение людей в этом смысле разнится. Другими словами, допустимый уровень расходов на себя и свою семью, который определяется общепринятыми нормами, не может быть одинаковым для всех. Он зависит от материального положения и социального статуса людей. Поэтому расходование определенной суммы может быть исрафом для одного, но не быть таковым для другого[3].

Как сказал Имам Садик: "Как много бедняков, которые более расточительны, чем богачи!" Когда его спросили: "Как это?" Он ответил: "Богатый человек расходует то, что имеет, а бедный расходует больше того, что может себе позволить"[4].

Табзир

Понятие "исраф" охватывает не только то, что касается еды и одежды. Если вопрос лишь в этом, то он называется "табзир". Табраси пишет: "Табзир — это расточение имущества и его излишняя трата. Но если оно тратится на богоугодное дело даже в большом количестве, то это не считается табзиром"[5].

Исходя из этого определения, можно заключить, что табзир — часть исрафа. Исраф имеет более широкое значение, чем табзир. Исраф может быть не только в еде и питье, а табзир — только в расходах на одежду, пропитание и прочие повседневные дела. Другим словами, всякий табзир это исраф, но не всякий исрафтабзир. Как сказал Имам Садик: "Воистину, табзир часть исрафа"[6].

Из всего вышесказанного следует, что между этими двумя понятиями нет особой разницы с экономической точки зрения. Единственное различие заключается в том, что с точки зрения языковых тонкостей, табзир — это напрасная трата имущества, но он не охватывает всех расходов, а исраф имеет более широкий смысл и означает излишество при трате имущества на личные, семейные и благотворительные цели[7].

Имам Садик и уроки умеренности

Однажды, прочитав айат "Когда они делают пожертвования, то не излишествуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями"[8], Имам Садик взял горсть песка и, зажав его в кулаке, сказал: "Эта та самая скупость, о которой Аллах, велик Он и всемогущ, говорит в Своей книге". Затем он взял еще горсть песка и, высыпав его обратно на землю, сказал: "Это — излишество". Затем он взял еще один горсть и, высыпав половину песка и зажав другую в руке, он сказал: "А это — умеренность"[9].

Поступки братьев шайтана

Священный Коран называет расточителей братьями шайтана, потому что они во всем, так или иначе, переходят грани разумного и дозволенного. Те, кто сознательно и намеренно идет этим путем, являются спутниками дьявола. Те, кто осмысленно расточает казну, свою жизнь и свои средства, далеки от учений ислама, и потому не могут идти прямым путем, по которому идут облагодетельствованные Богом люди.

Коран гласит: "Отдавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно. Воистину, расточители - братья дьяволов, а ведь дьявол неблагодарен своему Господу"[10]. Исходя из этого айата, можно сказать, что те, кто тратит свое имущество не по назначению, следуют шайтану и проявляют некую неблагодарность Господу. То же самое говорится в предании от Имама Садика: "Лукман сказал своему сыну: "Расточитель имеет три качества — он покупает, одевает и ест то, что ему не подобает"[11].

Последствия исрафа на индивидуальном уровне

1. Физический вред. Чрезмерность в еде и питье вредит здоровью. Согласно современным медицинским исследованиям, прожорливость и неразборчивость в еде являются факторами многих заболеваний, что подтверждает истинность многих изречений имамов на этот счет. Именно поэтому Священный Коран призывает мусульман к умеренности в еде: "Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит тех, кто излишествует"[12].

2. Божий гнев. Коран гласит: "Он не любит тех, кто излишествует"[13]. В этом же ключе высказывался Имам Садик: "Поистине, излишество ненавистно Аллаху"[14].

3. Убывание благодати. Излишество сокращает жизнь. Как гласит предание: "Поистине, убывание благодати сопутствует излишеству"[15].

4. Отклонение от прямого пути. В Священном Коране сказано: "Воистину, Аллах не ведет прямым путем того, кто излишествует и лжет"[16].

5. Бедность. Самое главное экономическое последствие излишества это бедность. Действия расточителей относительно ограниченных средств и ресурсов угрожают благосостоянию всех людей. Поэтому Имам ‘Али сказал: "Умеренность ведет к изобилию, а излишество — к погибели"[17].

5. Гибель. Любое проявление излишества погубит человека. Аллах говорит в Коране: "Потом Мы выполнили данное им обещание, спасли их и тех, кого пожелали, и погубили тех, кто излишествовал"[18].

7. Мучение в загробном мире. Те, кто нарушит запреты и переступит установленные Богом грани, понесут наказание в грядущей жизни. Коран гласит: "Так Мы воздаем тем, кто излишествовал и не уверовал в знамения своего Господа. А мучения в Последней жизни будут еще более тяжкими и длительными"[19].

Последствия исрафа на социальном уровне

1. Бесполезная трата экономических ресурсов общества. Исраф губит все ресурсы народа, такие как несть, полезные ископаемые и другие экономические преимущества, даже если их очень много. Как сказал Имам ‘Али: "Излишество губит изобилие"[20].

2. Нравственная деградация. Расточительство и неразумная трата средств сбивает людей с правильного пути и ведет к порокам, и они уже не замечают страданий своих собратьев.

3. Социальное неравенство. Исраф — одна из главных причин социального неравенства, ведь люди с большим доходом позволяют себе тратить деньги на все, что пожелают, даже если это противоречит сложившимся обычаям и общепринятым нормам. Они считают себя выше остальных и тем самым постепенно увеличивают социальное неравенство.

4. Падение государства. По мнению известного мусульманского социолога Ибн Халдуна, любое государство, которое допускает излишество и расточительство, неминуемо падет[21].

 


[1] Рагиб Исфахани. Муфрадати алфази Кур’ан. Статья "са-ра-фа".

[2] См.: Растагар Джуйбари, Вали Аллах. Исраф аз дидгахи ислам. Тегеран. "ал-Асфийа". 1380 г.с.х.

[3] См.: Мусави Кашмари, Махди. Пажухиши дар исраф. Кум. "Бустани китаб". Издание третье. 1385 г.с.х.

[4] Кулайни. Кафи. Т. 7. С. 346. Кум. "Дар ал-хадис". Издание первое. 1429 г.л.х.

[5] Табраси. Маджма‘ ал-байан. Т. 6. С. 633. Тегеран. "Насир Хусрав"". Издание третье. 1372 г.с.х.

[6] Кафи. Т. 7. С. 19.

[7] Мусави Кашмари, Махди. Пажухиши дар исраф. Кум. "Бустани китаб". Издание третье. 1385 г.с.х.

[8] Коран, 25:67.

[9] Кафи. Т. 7. С. 345.

[10] Коран, 17:26-27.

[11] Шейх Садук. Хисал. Т. 1. С. 121. Кум. "Интишарати ислами". Издание первое. 1362 г.с.х.

[12] Коран, 7:31.

[13] Коран, 6:141.

[14] Кафи. Т. 7. С. 339.

[15] Кафи. Т. 4. С. 55.

[16] Коран, 40:28.

[17] Кафи. Т. 7. С. 339.

[18] Коран, 21:9.

[19] Коран, 20:127.

[20] Тамими Амиди, ‘Абд ал-Вахид ибн Мухаммад. Таснифи гурар ал-хикам ва дурар ал-килам. Т. 1. С. 359. Кум. Бюро исламской агитации. Издание первое. 1366 г.с.х.

[21] См.: Хушру, Гуламали. Шинахти анва‘и иджтима‘ат аз дидгахи Фараби ва Ибн Халдун. Тегеран. "Иттила‘ат". Издание первое. 1372 г.с.х.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...

связаться с нами

2144