Как начал размножаться человеческий род? На ком женились дети Адама? Что сказано в преданиях по этому поводу?

Согласно некоторым преданиям и тафсирам, современный человеческий род происходит не от Каина или Авеля, а от другого сына Адама — Сифа. Что касается того, с кем они вступали в брак, то мусульманские богословы расходятся во мнениях по этому вопросу, и каждый из них приводит свои доводы из Корана и преданий. Приведем их по порядку.

1. Братья женились на сестрах. Потому что в то время не было запрета на такой вид брака, да и не было другого пути продолжения человеческого рода. Следовательно, в этом не было ничего предосудительного.

2. Детям Адама было запрещено вступать в брак друг с другом. Поэтому они создали семьи с людьми из другого человеческого рода, а когда у них появились дети, то двоюродные братья и сестры стали вступать в брак друг с другом. Это мнение подтверждают некоторые предания. Согласно им, Адам не был первым человеком на земле. До него жили люди иного рода.

Следует отметить, что, согласно внешнему смыслу Корана, первая версия кажется более правдоподобной. Табатабаи придерживался именно этой точки зрения.

Подробный ответ

Исламские ученые расходятся во мнениях относительно того, с кем дети Адама вступили в брак, и как человеческий род начал размножаться. Главная причина этого кроется в том, что многочисленные предания по этому поводу отчасти противоречат друг другу. Приведем несколько примеров.

Продолжение человеческого рода и супруги детей Адама согласно преданиям

1. Предание о том, что дети Адама сначала вступили в брак с райскими гуриями, а затем с джиннами. Имам Бакир сказал: "Адам породил четырех сыновей. И Аллах дал каждому из них по одной райской гурии. Они поженились и от этих браков родились дети. Затем Аллах забрал гурий и поженил сыновей Адама на четырех джиннах, которые также родили детей. Поэтому кротость и терпеливость достались потомкам Адама от него, красота и благолепие  — от гурий, а скверный нрав и дурное поведение — от джиннов"[1].В другом, похожем по смыслу предании сказано, что один сын Адама женился на гурии, а другой — на джинне[2]. А третье предание немного отличается по форме, хотя по смыслу идентично первым двум[3].

2. Когда Имама Риду спросили о том, как род Адама стал размножаться, он ответил: "Сначала Ева родила Авеля вместе с одной девочкой, а потом Каина вместе с другой девочкой. Авель женился на той, которая родилась с Каином, а Каин — на той, которая родилась с Авелем. И после этого браки между братьями и сестрами стали запретными"[4].

3. Ряд преданий гласит, что дети Адама никогда не вступали в брак друг с другом. Все его сыновья женились на райских гуриях. Однажды Имама Садика спросили: "Каким образом у детей Адама появилось потомство? Некоторые говорят, что Аллах повелел Адама женить своих сыновей на своих дочерей, и что человеческий род пошел от этих браков братьев с сестрами". В ответ он сказал: "Аллах превыше того, что Ему приписывают. Разве Он стал бы создавать пророков и посланников, мусульман и мусульманок, верующих мужчин и женщин в результате запретного деяния? Разве Он не мог создать их дозволенным путем, если Сам взял с людей обет совершать только дозволенное?" Затем он стал рассказывать о том, как начал размножаться человеческий род: "Когда Каин убил Авеля, Адам взмолился Господу облегчить ему утрату. Тогда Аллах подарил ему третьего сына, Сифа, который родился без сестры. Сиф — значит "дар Божий". Он был первым человеком, который стал наместником и душеприказчиком пророка — своего отца. Затем Аллах подарил Адаму другого сына — Иафета, который также родился без близнеца. Когда они возмужали, Богу было угодно умножить род людской, что мы сейчас видим, а брак с сестрами был запретен. Поэтому в четверг, вечером Всевышний Господь отправил на землю райскую гурию по имени Назала, и повелел Адаму выдать ее замуж за Сифа. Затем вечером следующего дня Аллах отправил на землю другую райскую гурию по имени Манзила, чтобы Адам женил на ней Иафета. После этого у Сифа родился сын, а у Иафета — дочь. Когда они повзрослели, Господь повелел Адаму выдать дочь Иафета замуж за сына Сифа. Он исполнил повеление Всевышнего, и от этого брака в последующих поколениях родились пророки и посланники, Божьи избранники и их потомки"[5].

4. Беседуя с одним курайшитом, Имам Саджад сказал: "Авель женился на Лузе, сестре-близнеце Каина, а Каин — на Иклиме, сестре-близнеце Авеля". Его собеседник удивился: "Разве Каин и Авель женились на своих сестрах?" Имам ответил утвердительно. Тогда тот курайшит сказал, что так же поступают и огнепоклонники, на что Имам ответил: "Мы осуждаем их потому, что он так делают после того, как Господь запретил такие браки". И добавил: "Тебе не следует удивляться этому. Потому что дозволенность таких браков в то время и недозволенность в наше — Божья воля. Разве Он не создал жену Адама из него же самого? Но ведь Ева была ему дозволенна. Брак между братьями и сестрами был дозволен лишь детям Адама. Затем Всевышний Аллах запретил его"[6].

5. Согласно некоторым преданиям, человеческий род ведет свое начало от третьего сына Адама — Сифа, который был наместником и душеприказчиком своего отца. Потому что после убийства Авеля, у которого тогда не было детей, Кабил был изгнан. Он предавался грехам и порокам, а его потомки следовали ему. В итоге, все они были наказаны за свои деяния и умерли во время потопа пророка Нуха[7].

В общем, история женитьбы детей Адама доподлинно неизвестна, потому что предания по этому поводу очень противоречивы.

Мнения комментаторов Корана

Исходя из айата "О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих"[8], некоторые комментаторы Корана утверждают, что человеческий род пошел от Адама и Евы, и что никакое другое создание не приняло в этом участия[9]. Это означает, что их сыновья женились на их же дочерях, так как если бы они женились на других созданиях, то в вышеприведенном айате не было бы сказано "от них обоих".

Эта мнение также основано на множестве преданий, и в этом нет ничего удивительного. Потому что в то время брак между братом и сестрой не был запрещен. Как известно, решение о дозволенности или недозволенности того или иного действия выносится только Богом, а Ему лучше знать, когда разрешать и когда запрещать что-либо. В самом деле, что плохого в том, чтобы в виду особых обстоятельств дозволить что-то на определенное время и потом запретить, как это сказано в вышеприведенном изречении Имама Саджада?

Однако другие комментаторы[10] считают, что дети Адама никогда не вступали в брак между собой. Его сыновья женились на райских гуриях, как об этом сказано в вышеприведенном изречении Имама Садика.

Следует отметить, что бытует и третье мнение по этому поводу. Дети Адама женились на представительницах предыдущего человеческого рода. Ведь некоторые предания гласят, что Адам не был первым человеком на земле, и что до него жили иные люди[11]. Современные исследования также допускают вероятность того, что много миллионов лет назад на земле жил иной человеческий род, а Адам, как известно, жил сравнительно не так давно. Исходя из этого, можно допустить мысль о том, что во времена Адама существовал иной род людей, который находился на грани исчезновения. Разве не было возможно, чтобы его дети вступили в брак с девушками того рода? Однако справедливости ради надо сказать, что эта версия не соответствует внешнему смыслу вышеприведенного айата[12].

В общем, первая версия комментаторов Корана, среди которых можно выделить Табатабаи, наиболее соответствует внешнему смыслу Корана[13].

 


[1] Маджлиси, Мухаммад Бакир. Бихар ал-анвар. Т. 11. С. 24. Бейрут. "Дар ихйа’ ат-турас ал-‘араби". Издание второе. 1403 г.л.х.

[2] Шейх Садук. Ман ла йахдуруху ал-факих. Т. 3. С. 382. Кум. Бюро исламских изданий. Издание второе. 1413 г.л.х.

[3] ‘Аййаши, Мухаммад ибн Мас‘уд. ат-Тафсир. Т. 1. С. 215. Тегеран. "ал-Матба‘ат ал-‘илмийа". Издание первое. 1380 г.л.х.

[4] Бихар ал-анвар. Т. 11. С. 226.

[5] Шейх Садук. ‘Илал аш-шара’и‘. Кум.

[6] Табраси, Ахман ибн ‘Али. ал-Ихтиджадж ‘ала ахл ал-ладжадж. Т. 2. С. 314-315. Мешхед. "Муртаза". Издание первое. 1403 г.л.х.

[7] Салим ибн Аби ал-Джа‘д сказал: "После того, как был убит Авель, Адам целый год был печален и ни разу не улыбнулся. Затем некто явился к нему и сказал: "Дай Аллах тебе долгую жизнь". То есть "Я подарю тебе улыбку". И когда Адаму минуло 130 лет, а это было через пять лет после убийства Авеля, Ева родила ему Сифа, что значит "Божий дар". Он заменил Авеля и стал душеприказчиком Адама и его наследником. Что касается Каина, то ему было сказано: "Уйди изгнанным, блуждающим, боязливым и охваченным страхом". Он ушел в Аден, что в Йемене. Там к нему явился Иблис и сказал: "Огонь стал пожирать принесенную Авелем жертву потому, что он поклонялся ей. Разведи и ты огонь, который будет принадлежать тебе и твоим потомкам". И тогда он воздвигнул храм огня и стал первым, кто поклонялся огню, а его дети взяли орудия развлечений — дудки, лютни, свирели, и стали развлекаться, распивать опьяняющие напитки, поклоняться огню и прелюбодействовать до тех пор, пока Аллах не потопил их во времена Нуха. И тогда остались только потомки Сифа". Бихар ал-анвар. Т. 11. С. 220.

[8] Коран, 4:1.

[9] Байдави, ‘Абд Аллах ибн ‘Умар. Анвар ат-танзил ва асрар ат-та’вил. Т. 2. С. 58. Бейрут. "Дар ихйа’ ат-турас ал-‘араби". Издание первое. 1418 г.л.х.; Файд Кашани, Мулла Мухсин. ал-Асфа фи тафсир ал-Кур’ан. Т. 1. С. 191. Кум. Издательский центр Бюро исламской агитации. Издание первое. 1418 г.лх.; Макарим Ширази, Насир. Намуна. Т. 3. С. 246. Тегеран. "Дар ал-кутуб ал-исламийа". Издание первое. 1374 г.с.х.

[10] Тайиб, Сайид ‘Абд ал-Хусайн. Атйаб ал-байан фи тафсир ал-Кур’ан. Т. 4. С. 342. Тегеран. "Ислам". Издание второе. 1378 г.с.х.; Мусави Сабзвари, Сайид ‘Абд ал-‘Али. Мавахиб ар-Рахман фи тафсир ал-Кур’ан. Т. 7. С. 249-250. Бейрут. "Ахл ал-байт". Издание второе. 1409 г.л.х.

[11] Шейх Садук. ат-Тавхид. С. 277. Кум. Бюро исламских изданий. Издание первое. 1398 г.л.х.

[12] Намуна. Т. 3. С. 247.

[13] Табатабаи, Сайид Мухаммад Хусайн. ал-Мизан фи тафсир ал-Кур’ан. Т. 4. С. 135. Кум. Бюро исламских изданий. Издание пятое. 1417 г.л.х.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...

связаться с нами

9316