Что значит "недуг сердца" согласно Корану, и как Аллах усиливает его?

Краткий ответ

Недуг сердца — это коранический оборот, который означает некое сомнение, которое смущает человека и, расшатывая его веру в Аллаха и Его знамения, подталкивает к ереси или неверию.

Всевышний создал человека свободным, наделив его волей и правом выбора, то есть становление человека происходит благодаря его воле и свободе выбора. Поэтому если кто-то сознательно и по своей воле выбирает неверный путь, это не значит, что Господь принудительно наставит его на верную стезю. Потому что, во-первых, это противоречит божественной мудрости, а во-вторых, принудительное наставление человека на путь истинный без проявления воли с его стороны никакой ценности не представляет.

Подробный ответ

Всевышний Аллах говорит в Коране о "больном сердце" следующее:

"Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг! Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали"[1];

"Ты [, Мухаммад,] видишь, что те, чьи сердца нестойки [в вере], спешат [подружиться] с ними и оправдываются [перед муслимами]:"Мы опасаемся, что нас постигнет беда". А ведь может случиться так, что Аллах дарует от Себя [верующим] победу или даст какое-либо повеление. И тогда они раскаются в том, что таили в своих душах"[2];

"[Вспомните], как мунафики и те, в чьих сердцах болезнь, восклицали: "То, что обещали нам Аллах и Его посланник, оказалось всего лишь обманом!"[3]

Фраза "Их сердца поражены недугом" обобщенно указывает на то, что сердца некоторых людей страдают от некоего вида болезни. А если есть состояние болезни, то, следовательно, есть и состояние здоровья, так как здоровье и болезнь противоположны друг другу и без одного нет другого[4].

Всюду в Коране, где говорится о "недуге сердца", указываются и последствия такого состояния, а главной причиной называется утрата врожденной прямизны и отклонение от серединного пути[5], как можно прочесть в вышеприведенных айатах.

В целом, недуг сердца — это коранический оборот, который означает некое сомнение, которое смущает человека и, расшатывая его веру в Аллаха и Его знамения, подталкивает к ереси или неверию[6]. Поэтому пораженные этим недугом люди часто говорят и совершают то, что очень далеко от веры в Бога. Другими словами, исходя из коранической лексики и терминологии, болезнь сердца — это сомнение, которое овладевает человеком относительно того, что касается Всевышнего Господа и Его знамений и не позволяет сердцу питаться религиозными знаниями и убеждениями. Сердце, пораженное таким недугом, не может раскрыться и принять Бога[7].

Также говорят, что "болезнь сердца" это психическая закомплексованность, которая выражается в низменных качествах, таких как зависть, высокомерие, тщеславие и т.п. А "черствость сердца" это следствие чрезмерных грехов, когда человек уже не может принять истину, не боится увещеваний и не учится на ошибках других людей, которые не признавали божественный знамений[8].

Каланси Насафи пишет в "ал-Муршиде": "Ходжу Хакима спросили, каковы признаки больного сердца? Он ответил: Оно не наслаждается покорностью Владыке, велик Он и всемогущ, и стонет от причиняемой ему незначительной боли так же, как больное тело не чувствует удовольствия от принятия пищи и ноет от незначительной боли"[9].

Что касается "здоровья сердца", то это означает, что оно находится в должном состоянии. Другими словами, "здоровое сердце" это то, которое не уклонилось от серединного пути, не утратило непоколебимой веры в Аллаха и отказалось от следования своим страстям и прихотям[10]. Об этом говорится в айате: "В тот день, когда не пригодятся ни богатство, ни сыновья, кроме как тем, которые предстанут перед Аллахом с чистым сердцем"[11].

Люди с больными сердцами — это те, чья вера слаба, чьи сердца подобны легкому перу, что легко уносится ветром туда, куда он веет[12].

В принципе, Священный Коран сопоставляет "недуг сердца" с физической болезнью, которая постепенно усиливается и если не взяться за ее лечение, то переходит в более серьезную форму и в итоге может привести к летальному исходу. Недуг этот усиливается вследствие невоздержания от всего греховного, о чем в Коране сказано:

"Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг!"[13];

"А [тем], в сердцах которых [укоренилась] болезнь [неверия], новая сура лишь добавляет скверну и усугубляет ее, так что они умрут неверными. Неужели они не ведают, что подвергаются испытанию раз или два раза каждый год? А ведь потом они не раскаются и не призадумаются"[14];

"Для тех, кто творил зло, исход был плохим в наказание за то, что они отвергали знамения Аллаха и глумились над ними"[15].

И как верно отметил Имам ‘Али: "Нет более сильной болезни для сердец, чем грехи"[16].

В свою очередь Имам Садик, ссылаясь на Имама Бакира, назвал грех причиной нарушения нормального состояния сердца и сказал: "Ни что так не губительно для сердца как грех. Ведь оно борется с ним до тех пор, пока он не одолеет его и перевернет верх дном"[17].

Разъясняя причины и последствия "недуга сердца", Всевышний указывает и пути его исцеления, в частности Коран обобщенно гласит:

"Воистину, тех, которые уверовали и вершили праведные дела. Господь наставит на путь за их веру"[18];

"Если кто-либо жаждет величия, то ведь величие целиком во власти Аллаха. К Нему возносится прекрасное слово, а доброе дело возносит его"[19].

Поэтому если тот, чье сердце поражено недугом, захочет исцелиться, он должен покаяться перед Господом, уверовав в Него и служа благими мыслями и деяниями[20]. Ведь о тех, кто не хочет этого исцеления, Коран гласит: "А ведь потом они не раскаются и не призадумаются"[21].

Всевышний создал человека свободным, наделив его волей и правом выбора, то есть становление человека происходит благодаря его воле и свободе выбора. Поэтому если кто-то сознательно и по своей воле выбирает неверный путь, это не значит, что Господь принудительно наставит его на верную стезю. Потому что, во-первых, это противоречит божественной мудрости, а во-вторых, принудительное наставление человека на путь истинный без проявления воли с его стороны никакой ценности не представляет.

Господь одинаково милостив ко всем людям, и потому предоставил им одинаковые возможности для достижения счастья и благополучия в обоих мирах. Но как использовать эти условия — решать самим людям. Они свободны в своем выборе, и потому могут следовать прямой стезей или пойти путем заблуждения. Следовательно, здоровье или болезнь сердца каждого человека зависит от его собственного выбора. Коран гласит: "Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг!" И это означает, что Господь лишил их блага следования истине за то, что они сознательно выбрали неверный путь, злоупотребив дарованной им свободой выбора.

Закон Божий таков, что заблудшие люди с каждым днем будут все больше вязнуть в выбранном пути[22]. Другими словами, закон Божий таков, что если пораженный физическим недугом человек не станет лечиться, его болезнь будет прогрессировать. Так же дело обстоит и с духовными недугами. Если человек не будет лечиться молитвами и покаянием, они будут усиливаться. Следовательно, вышеприведенный айат не противоречит божественному милосердию, так как заблудшие люди сознательно отказались от божественных наставлений и добровольно выбрали путь лицемерия, лишив себя Божьей милости и благодати.

 

[1] Коран, 2:10.

[2] Коран, 5:52.

[3] Коран, 33:.

[4] Табатабаи, Сайид Мухаммад Хусайн. ал-Мизан фи тафсир ал-Кур’ан. Т. 5. С. 377. Кум. Бюро исламских изданий. Издание пятое. 1417 г.л.х.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Указ. соч. С. 378.

[8] Мадраси, Сайид Мухаммад Таки. Хидайат. Т. 8. С. 100. Мешхед. Фонд исламских исследований провинции Кудси Разави. Издание первое. 1377 г.с.х.

[9] Каланси Насафи, ‘Абд Аллах ибн Мухаммад. Иршад дар ма‘рифат ва ва‘з ва ахлак (ал-Муршид). С. 45. Тегеран. "Мираси мактуб". Издание первое. 1385 г.с.х.

[10] ал-Мизан фи тафсир ал-Кур’ан. Т. 5. С. 377.

[11] Коран, 26:88-89.

[12] ал-Мизан фи тафсир ал-Кур’ан. Т. 5. С. 378.

[13] Коран, 2:10.

[14] Коран, 9:125-126.

[15] Коран, 30:10.

[16] Кулайни, Мухаммад ибн Йа‘куб. ал-Кафи. Т. 2. С. 275. Тегеран. "Дар ал-кутуб ал-исламийа". Издание четвертое. 1407 г.л.х.

[17] ал-Кафи. Т. 2. С. 268.

[18] Коран, 10:9.

[19] Коран, 35:10.

[20] ал-Мизан фи тафсир ал-Кур’ан. Т. 5. С. 379.

[21] Коран, 9:126.

[22] Макарим Ширази, Насир. Намуна. Т. 14. С. 517. Тегеран. "Дар ал-кутуб ал-исламийа". Издание первое. 1374 г.с.х.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...

связаться с нами

4307