Обязывал ли Пророк иудеек и христианок Медины носить исламский хиджаб?

Краткий ответ

Хиджаб существовал до ислама и соблюдался в разных формах последователями разных религий. Это не исламское нововведение. Мусульмане лишь приняли эту форму женской одежды и, как показывает история, ужесточили нормы ее соблюдения.

После ниспослания айата об обязательности ношения хиджаба нет никаких исторических фактов того, что Пророк принуждал иудеек и христианок Медины соблюдать исламский хиджаб. Если он и призывал их к этому, то делал это, исходя из принципа "побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого".

Следует отметить, что в то время проблема несоблюдения исламского хиджаба не стояла так остро, чтобы возникла необходимость в принуждении. Согласно преданиям, большего всего в те времена были распространены такие проблемы, как чрезмерное употребление спиртных напитков, браки между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, прелюбодеяние и ростовщичество. Поэтому когда Пророк заключал соглашения с иудеями и христианами, то обязывался обеспечивать их безопасность, но требовал, чтобы они проявляли уважение к исламским законам и не совершали прилюдно вышеуказанных грехов. Но если несоблюдение исламского хиджаба мусульманками или немусульманками может стать фактором пороков, то исламское правительство имеет право принудить их к соблюдению дресс-кода.

Лишь служанки и невольницы были освобождены от обязанности носить хиджаб, хотя и они, как иудейки и христианки, носили иную форму доисламского хиджаба.

Подробный ответ

Хиджаб существовал до ислама и соблюдался в разных формах последователями разных религий. Это не исламское нововведение. Мусульмане лишь приняли эту форму женской одежды и, как показывает история, ужесточили нормы ее соблюдения.

В доисламские времена в Иране, в Индии, а также у иудеев были куда более строгие виды хиджаба. Так, например, в Древнем Иране даже отцы и родные братья считались чужими для своих замужних дочерей и сестер. Примерно также было на Аравийском полуострове во времена Пророка. Но хиджаб арабских женщин был менее строгим. Их платья имели довольно глубокий вырез, который обнажал шею и верх грудной клетки[1].

Так продолжалось до тех пор, пока Всевышний Аллах не ниспослал поэтапно несколько айатов о хиджабе и связанных с ним предписаниях. Приведем пару примеров:

1. "Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей..."[2].

Этот айат расширяет границы хиджаба, так как прочие части тела в те времена и так были прикрыты общепринятыми длиннополыми платьями. В ту эпоху лишь шея и верх грудной клетки оставались неприкрытыми.

2. "О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах - Прощающий, Милосердный"[3].

После ниспослания айата об обязательности ношения хиджаба нет никаких исторических фактов того, что Пророк принуждал иудеек и христианок Медины соблюдать исламский хиджаб. Если он и призывал их к этому, то делал это, исходя из принципа "побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого"[4].

Вместе с тем, необходимо обратить внимание на следующие моменты:

1. В то время проблема несоблюдения исламского хиджаба не стояла так остро, чтобы возникла необходимость в принуждении. Согласно преданиям, большего всего в те времена были распространены такие проблемы, как чрезмерное употребление спиртных напитков, браки между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, прелюбодеяние и ростовщичество. Поэтому когда Пророк заключал соглашения с иудеями и христианами, то обязывался обеспечивать их безопасность, но требовал, чтобы они проявляли уважение к исламским законам и не совершали прилюдно вышеуказанных грехов[5].

2. В то время иудейки и христианки одевались относительно скромно и целомудренно. А то, как большинство их них одевается сейчас, противоречит предписаниям их священных книг[6].

3. Согласно договору между исламским правительством и людьми Писания, мусульмане обязываются защищать жизнь, честь и имущество иудеев и христиан, а они обязуются не только платить специальный налог "джизйу", но и уважать законы исламской страны и не совершать прилюдно греховных деяний[7].

Если несоблюдение ими исламского хиджаба станет фактором общественных пороков, то в целях восстановления порядка правительство имеет право обязать их носить хиджаб, а если они станут демонстративно нарушать это предписание, то правительство имеет право наказать их и расторгнуть договор о покровительстве. Поскольку до тех пор, пока вопрос о хиджабе находится на частном уровне, соблюдение его норм остается личным делом  каждой женщины. Но когда он становится общественной проблемой и начинает касаться прав и свобод других людей, исламское правительство может обязать ношение хиджаба и ввести наказание за непослушание, исходя из принципа "удержания от порицаемого" и из желания сохранить нравственность в обществе[8].

Безусловно, правительство может также принудить мусульманок к ношению хиджаба и наказывать их за отказ от этого. В этом отношении нет разницы между мусульманками и немусульманками.

4. В доисламские времена, а также после ниспослания айатов о необходимости ношения хиджаба служанки и невольницы не были обязаны полностью соблюдать нормы хиджаба[9]. Но следует отметить, что большинство из них одевались относительно скромно, и лишь после ниспослания айатов о хиджабе одежда свободных женщин стала более строгой.

Из множества преданий следует, что рабыни и невольницы не были обязаны прикрывать свои волосы. Они могли даже совершать намаз без платка[10]. Таково мнение большинства мусульманских правоведов[11].

 


[1] Макарим Ширази, Насир. Китаб ан-никах. Т. 1. С. 31. Кум. Издательский дом Школы им. Имам ‘Али. Издание первое. 1424 г.л.х.

[2] Коран, 24:31.

[3] Коран, 33:59.

[4] Джа‘фарийан, Расул. Раса’ил хиджабийа. Т. 1. С. 508. Кум. Издание второе. 1428 г.л.х.

[5] Шейх Садук. Ман ла йахдурух ал-факих. Т. 2. С. 50. Кум. Издательский дом университета "Мударрисин". 1413 г.л.х.; Наджафи, Мухаммад Хасан. Джавахир ал-калам фи шарх шараи‘ ал-ислам. Т. 21. С. 269-270. Бейрут. "Дар ихйа’ ат-турас ал-‘араби". Издание седьмое.

[6] См.: Раса’ил хиджабийа. Т. 1. С. 65.

[7] См.: Джавахир ал-калам фи шарх шараи‘ ал-ислам. Т. 21. С. 269-270; Шакури, Абу ал-фазл. Фикхи сийасии ислам. С. 452-462. Кум. Издательский центр Бюро исламской агитации. Издание второе. 1377 г.с.х.

[8] См. Макарим Ширази, Насир. Истифта’ати джадид. Т. 3. С. 70. Кум. Издательский дом Школы им. Имам ‘Али. Издание второе. 1427 г.л.х.; Китаб ан-никах. Т. 1. С. 68.

[9] Китаб ан-никах. Т. 1. С. 54; Раса’ил хиджабийа. Т. 2. С. 1188; Хашими Шахруди, Сайид Махмуд. Фарханги фикх мутабики мазхаби ахли байт. Т. 2. С. 94. Кум. Институт "Энциклопедия исламского фикха по мазхабу ахл ал-байт". Издание первое. 1426 г.л.х.

[10] Макарим Ширази, Насир. Анвар ал-факаха. С. 68. Кум. Издательский дом Школы им. Имам ‘Али. Издание первое. 1425 г.л.х.

[11] ‘Амили (Шахиди Сани), Зайн ад-дин ибн ‘Али. ар-Равда ал-бахийа фи шарх ал-Лам‘а ад-димашкийа. Т. 1. С. 529. Кум. "Китабфурушии Давари". Издание первое. 1410 г.л.х.; Исфахани (Маджлисии Аввал), Мухаммад Таки. Лавами‘ Сахибкирани. Т. 1. С. 483. Кум. "Исма‘илийан". Издание второе. 1414 г.л.х.; Маджлиси, Мухаммад Бакир. Бисту пандж рисалаи фарси. С. 290. Кум. Издательский центр Библиотеки Аятоллы Мар‘аши Наджафи. Издание первое. 1412 г.л.х.; Нараки, Мухаммад Махди. Тухфа радавийа. С. 310. Кум. Издательский центр Бюро исламской агитации. Издание первое. 1426 г.л.х.; Наджафи, Мухаммад Хасан. Маджма‘ ар-раса’ил. С. 206. Мешхед. "Сахиб аз-заман". Издание первое. 1415 г.л.х.; Мусави Хумайни, Сайид Рух Аллах. Тахрир ал-васила. Т. 1. С. 142-143. Кум. "Дар ал-‘илм". Издание первое.

О alquran.ru

О alquran.ru

Коран – главный источник ислама для всех мусульман. Эта священная книга разъясняет основы исламского вероучения, как то: вероубеждение (акыда), мораль (ахлак) и закон (ахкам). Понять Коран только через чтение невозможно, нужно еще правильное осмысление его терминологии и смыслов. Более тысячи лет мусульманские богословы работают над лучшим пониманием Корана. Плодом их стараний явились фундаментальные труды, значение которых трудно переоценить. В этой связи сайт www.alquran.ru предоставляет всем…
Подробнее ...

связаться с нами

8503